Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии повлекло (и еще повлечет за собой) не только политические и экономические последствия. Абхазское и югоосетинское духовенство, которое после межнациональных конфликтов начала 90-х вышло из подчинения Грузинской православной церкви (вставшей, по мнению абхазов и осетин, на сторону тбилисских властей), теперь надеется перейти под юрисдикцию Русской православной церкви -- точно так же, как, например, Южная Осетия стремится влиться в состав РФ.
Канонический спор на Кавказе такой же застарелый, как и политический конфликт: Абхазская и Аланская (Осетинская) епархии де-факто существуют уже на протяжении полутора десятилетий, но не признаются ни Грузинской, ни Русской церквами. В частности, руководство РПЦ в ответ на просьбы абхазского и югоосетинского духовенства осторожно указывало на то, что «несогласованное вмешательство одной поместной церкви во внутренние дела другой» недопустимо.
Аланская церковь после неоднократных и безуспешных обращений к Московской патриархии и Русской православной церкви за границей в 2003 году ушла под начало греческих старостильников -- части Греческой церкви, которая в свое время не признала переход с юлианского на григорианский календарь. О каком-либо каноническом примирении с Грузинской церковью, по мнению Юго-Осетинской епархии, речи идти не может -- так, епископ Аланский Георгий (Пухатэ) в одном из недавних выступлений назвал грузинского католикоса-патриарха Илию II «шовинистом и сатанистом». «С советских времен, а потом при Звиаде Гамсахурдиа он превратился из православного наставника в грузинского националиста, -- заявил глава Аланской епархии. -- Разве может пастырь говорить «Грузия -- для грузин!», разве может благословлять солдат на этнические чистки? Танки Саакашвили, благословленные Илией II, сначала стреляли по нашему кладбищу, а потом давили его гусеницами! Это ли не сатанизм?»
Что касается абхазских православных, то, как пояснил «Времени новостей» референт управляющего Сухумо-Абхазской епархией Герман Маршания, и они давно утратили всякую связь с Грузинским патриархатом и хотя формально относятся к канонической территории Грузии, но де-факто еще с 1993 года находятся под опекой Русской церкви. «Управляющий епархией, иерей Виссарион (Аплиаа) недавно сообщил, что он намерен в скором времени прибыть в Москву, где, как мы надеемся, будет инициировано решение нашего вопроса. Мы возлагаем надежду на то, что статус Сухумо-Абхазской епархии не то что изменится, а просто определится, обретет законную силу», -- сообщил г-н Маршания.
Наш собеседник напомнил, что после грузино-абхазского конфликта 1992--1993 годов в Абхазии осталось всего трое православных священников, из них один -- абхаз, нынешний глава епархиального совета о. Виссарион (Аплиаа). Поскольку все грузинское духовенство во главе с правящим архиереем Абхазии Даниилом (Датуашвили) вместе с отступающими войсками бежало в Грузию, церковь пришлось восстанавливать фактически с нуля. «Наша епархия выживала самостоятельно под негласной опекой Русской православной церкви, -- подчеркивает Герман Маршания, -- 90% абхазского духовенства -- выпускники московских духовных школ, Московская патриархия оказывала всемерную помощь в восстановлении храмов и в рукоположении наших священников». Непосредственную помощь в духовном окормлении абхазской паствы оказывал глава ближайшей епархии РПЦ -- епископ Майкопский Пантелеимон.
Представители духовенства непризнанной республики неоднократно приезжали в Москву -- обращались и в Отдел внешних церковных связей, и непосредственно в патриаршую резиденцию в Чистом переулке. По словам г-на Маршания, абхазским священнослужителям давали понять, что определение статуса епархии зависит от решения, которое связано с признанием государственной независимости Абхазии. Теперь же, когда независимость республики официально признана российскими парламентом и президентом, у патриархии больше оснований узаконить фактическое подчинение абхазского клира Русской церкви.
В МП понимают, что такое решение будет непростым и проблематичным, признает г-н Маршания, но, подчеркивает он, выход тем не менее есть. «Надеемся, что Московский патриархат возьмет на себя этот равноапостольный подвиг и разрешит эту ситуацию, -- отмечает наш собеседник. -- Проблема решается просто: надо рукоположить епископа. У нас есть лидер, который на протяжении многих лет возглавляет нашу церковь, -- иерей Виссарион (Аплиаа). С рукоположением этого священника или другого кандидата в сан епископа это решит эту проблему». К тому же, напоминает референт управляющего Абхазской епархии, в соответствии с нынешним уставом РПЦ за пределами России могут существовать самоуправляемые церкви, которые подчинены Московскому патриархату.
Впрочем, сами иерархи Русской православной церкви по-прежнему действуют осторожнее светских властей и не спешат увязывать стремительно развивающиеся политические события с разрешением межцерковных проблем. «Вопрос о статусе канонических территорий должен решаться на каноническом поле, через диалог двух церквей -- Грузинской и Русской. Надеюсь, что тот потенциал стремления к миру и к диалогу, который у нас есть, позволит развивать этот диалог достойным образом», -- дипломатично заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Примерно в таком духе высказался и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. «Политические решения не имеют прямого действия в области церковно-юрисдикционных отношений», -- заявил он в интервью православному агентству «Русская линия».
Не исключено, что осторожная и взвешенная позиция РПЦ объясняется в том числе и тем, что у обеих церквей схожая позиция по такому щекотливому вопросу, как сохранение единства канонической территории. Российскому патриарху, столкнувшемуся с "сепаратизмом" приходов на Украине и в Эстонии, нужны союзники в православном зарубежье, способные поддержать его позицию о незыблемости канонических границ РПЦ. В отличие от светских властей Москвы и Тбилиси предстоятели русской и грузинской церквей демонстрируют братское единение и согласие. Так, 2 августа, поздравляя грузинского католикоса-патриарха Илию с днем тезоименитства (проще говоря, с днем рождения), Алексий II писал: «Желаю Вашему святейшеству и впредь столь же мудро и рассудительно первосвятительски окормлять единоверный и дружественный нам грузинский народ, непременно пользуясь ответной любовью и уважением паствы». А 8 августа, в разгар конфликта, оба патриарха одновременно выступили с призывами к прекращению огня и началу мирного диалога.
По мнению профессора Московской духовной академии, доктора богословия Алексея Осипова, в результате какая-то часть абхазских и югоосетинских приходов может захотеть остаться в Грузинской церкви, другие захотят перейти в лоно РПЦ, что, безусловно, может вызвать новые канонические споры. В любом случае, подчеркивает профессор Осипов, в переговорах между Русской и Грузинской православными церквами потребуется долгий «период согласования и обсуждения».
Сухумо-Абхазская епархия. До 1993 года часть Грузинской православной церкви, в настоящее время -- де-факто самопровозглашенная административно независимая православная церковная структура. Сопредседатели епархиального совета -- священник Виссарион (Аплиаа) и иеромонах Андрей (Ампар).
13 действующих храмов, в том числе Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Два монастыря: св. апостола Симона Кананита в городе Новый Афон (Новоафонский монастырь) и монастырь св. Иоанна Златоуста в селе Команы.
Аланская епархия. Церковная структура, в настоящее время находящаяся в юрисдикции Православной (Старостильной) церкви Греции, руководимой митрополитом Киприаном. Грузинской и Русской православными церквами не признается в качестве каноничной.
Глава епархии -- священноархимандрит Георгий (Пухатэ).
Создана (воссоздана) в 1992 году. Претендует на правопреемство средневековой Священной Аланской митрополии, входившей в состав Константинопольского патриархата. До 2000 года находилась в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), с 2003-го -- в «киприановской» греческой старостильной церкви.
В Цхинвали действуют три храма, по всей территории республики открыто около 60 церквей и часовен.