Президент Туркмении будет управлять нефтегазовыми ресурсами через специальное агентство
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов изменил схему управления нефтегазовым комплексом страны и сделал масштабную перестановку в руководстве ТЭК. В среду он провел большое совещание по приоритетным вопросам развития туркменской нефтегазовой отрасли. Мероприятие было приурочено к вступлению в силу 26 августа нового закона «Об углеводородных ресурсах». Он, в частности, предполагает, что центр подготовки ключевых решений в сфере пользования недрами и взаимодействия с иностранными партнерами перемещается в созданное при президенте Туркменистана государственное агентство по управлению и использованию углеводородных ресурсов. Это означает введение прямого президентского правления в нефтегазовой отрасли. Раньше все ключевые решения также принимались г-ном Бердымухамедовым и его ближайшим окружением, но у правительства с министерствами были весьма обширные функции. Теперь же кабинет министров, включая влиятельного (но не являющегося прямым ставленником президента) вице-премьера по ТЭК Тачберды Тагыева, фактически исключили из цепочки принятия решений в сфере освоения недр.
Главой усилившегося госагентства назначен Ягшыгельды Какаев, с февраля 2007 года руководивший госконцерном «Туркменгаз». До этого более десяти лет он работал скромным начальником управления в министерстве нефтегазовой промышленности при Сапармурате Ниязове. Повышение г-на Какаева в прошлом году произошло с формулировкой «с шестимесячным испытательным сроком». Судя по всему, он не только выдержал испытание, но и сумел доказать свою абсолютную преданность новому президенту страны.
Как сообщило вчера государственное информагентство Туркменистана, г-н Бердымухамедов особо подчеркнул, что новая госструктура выступает самостоятельным субъектом экономической деятельности. И прямо на совещании подписал постановление «О вопросах государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана». По его словам, данный документ еще более конкретизирует статус агентства. В частности, будучи юридическим лицом, оно определяет общие правила освоения месторождений углеводородных ресурсов, устанавливает стандарты ведения нефтяных и газовых работ, проводит международные тендеры и переговоры с партнерами, а также выдает лицензии и подписывает контракты. Помимо этого, агентство наделено надзорными функциями, так, ему вверены контроль за деятельностью нефтегазовых компаний, выполнением требований по охране окружающей среды и «многие другие обязанности». Ранее эти полномочия были рассредоточены между министерством нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов, госконцернами «Туркменгаз» и «Туркменнефть», а также расформированным Бердымухамедовым госагентством по иностранным инвестициям при президенте.
По сравнению с действовавшим прежде законом «Об углеводородных ресурсах» от 6 декабря 2005 года сфера применения нового документа в одинаковой степени распространяется как на национальные, так и на иностранные нефтегазовые компании. Закон предусматривает возможность увеличения срока действия лицензии на добычу с 25 до 35 лет. «Данное обстоятельство имеет немаловажное значение при освоении новых месторождений, требующих вложения значительных инвестиций в поисково-разведочные работы и создание необходимой промышленной инфраструктуры, таких, как нефтегазовые месторождения туркменского сектора Каспийского моря», -- сообщает государственное информагентство.
Независимые наблюдатели считают, что разведанные на суше месторождения страны не имеют перспектив для значительного роста добычи газа. Хотя принятая при новом президенте стратегия развития производства сырья предполагает значительные темпы увеличения показателей. Уже в 2008 году Туркменистан ставил перед собой задачу добывать на 10 млрд кубометров газа больше, чем в прошлом году, когда было извлечено 72 млрд кубометров. А в среднесрочной перспективе официально заявлено о 125 млрд кубометров в год. Однако инвесторов, жаждущих вкладываться в разведку и разработку вероятных запасов туркменского шельфа Каспия, Ашхабад до сих пор не нашел. Правда, совсем недавно глава «Газпрома»
Алексей Миллер был вынужден подписать с г-ном Бердымухамедовым соглашение о финансировании работ по строительству туркменского участка Прикаспийского газопровода и освоения шельфа на условиях беспроцентного кредита.
Кроме увеличения предельного срока действия лицензий на пользование недрами Туркменистана новый закон, по сообщению государственного информагентства, конкретизирует финансовую, налоговую и таможенную политику страны, определяет льготы, предоставляемые национальным и иностранным инвесторам и компаниям. Урегулирован вопрос о праве собственности на имущество, приобретаемое в процессе ведения нефтяных работ, а также на получаемую информацию о недрах -- геологическую, геофизическую, сведения о запасах углеводородных ресурсов. Также согласно новому закону при найме на работу персонала преимущественным правом обладают граждане Туркмении.
Президент страны в последнее время демонстрировал недовольство темпами работ в сфере освоения месторождений. И в начале месяца даже объявил выговор министру нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Баймырату Ходжамухаммедову «за ослабление контроля за работой министерства и подведомственного ему главного управления «Туркменнебитонумлери» («Туркменнефтепродукты») и допущенные недостатки». В итоге г-н Ходжамухаммедов от обязанностей министра был освобожден, но назначен на освободившееся место главы «Туркменгаза». Временное исполнение обязанностей руководителя нефтегазового ведомства возложено на заместителя министра Байрамгелди Недирова.