Члены ореховско-медведковской группировки рассказали суду о своих бандитских буднях
В Мосгорсуде, где проходит
очередной процесс над членами ореховско-медведковской группировки, обвиняемыми в десятках убийств и покушений, вчера продолжился допрос свидетелей. Показания давали коллеги подсудимых по банде, которые ранее уже получили различные сроки наказания. Возможно, именно поэтому они весьма откровенно живописали присяжным, с участием которых проходит процесс, свои бандитские будни.
На скамье подсудимых в рамках этого процесса находятся четверо -- лидер медведковских Олег Пылев, недавно уже приговоренный к пожизненному заключению по другому делу, Алексей Шерстобитов, которого следствие считает штатным киллером группировки, а также Сергей Елизаров и Владислав Макаров. Присяжные, среди которых был лишь один мужчина, вчера особенной заинтересованности к откровениям бандитов не проявляли и, кажется, слушали вполуха.
Суд рассматривал три эпизода -- взрыв в кафе на Щелковском шоссе, взрыв в фирме «Авто-рей» и покушение на бизнесмена, президента компании «Русское золото» Александра Таранцева, организованные ореховскими в конце 90-х годов. Примечательно, что о г-не Таранцеве при этом члены банды рассказывали не только как о своей жертве, но и как о бывшем партнере по бизнесу. Сам глава «Русского золота» ранее всегда отрицал свое отношение к ореховской группировке, а прокуратура заявляла, что претензий к нему у следствия нет.
По делу о взрывах был вызван бывший афганец, член банды, осужденный на 11 лет, Александр Погорелов. Как и все остальные свидетели, он давал показания, будучи прикованным наручниками к конвоиру. «Это взрывы были не спланированные, -- честно рассказал Погорелов. -- Это была серия салютов, имитирующая пиротехнические акции. Я был абсолютно уверен, что все будет аккуратно, чисто и красиво. Это были скорее акции морального плана, но случилось то, что случилось».
По данным следствия, в результате этих «салютов», устроенных бандитами для устрашения бизнесменов, в кафе на Щелковском шоссе в декабре 1997 года одна девушка погибла, у другой были раздроблены кости, а в «Авто-рей» была повреждена конструкция на 600 тыс. руб. А вот покушение на г-на Таранцева в 1-м Щипковском переулке в июне 1999 года не состоялось -- дистанционно-управляемое устройство с автоматом не сработало.
Свидетели также рассказали, что группировка, помимо прочего, имела большие возможности по подделке документов -- почти все члены имели греческие или испанские паспорта. «У меня было два паспорта. Один, выданный на мою фамилию в греческом консульстве, другой я получил после заключения фиктивного брака», -- рассказал Сергей Махалин, ранее приговоренный к пожизненному заключению. По его словам, у него была фамилия Георгриади, а новый паспорт для «ускорения процесса выдачи» ему обошелся в 15 тыс. долларов.
Рассказывали свидетели и о причастности к совершенным убийствам братьев Пылевых (Андрей Пылев, брат Олега, ранее был осужден на 21 год и уже отбывает наказание в Ханты-Мансийске) и Алексея Шерстобитова. Когда же им задавали вопросы об отношениях с г-ном Таранцевым, ореховские от ответов не уклонялись, но были осторожнее в выборе слов.
«Таранцев был только крупный коммерсант, -- сообщил другой член группировки, Алексей Кондратьев. -- Но ореховские имели с ним общие дела, возможно, денежные». Кроме того, по его словам, «ребята часто отдыхали в клубе «Валери» на Ленинградке, который принадлежал «Русскому золоту».
Когда же прокурор задал вопрос об убийстве учредителя клуба «Доллс» Иосифа Глоцера (был расстрелян в 1997 году), Кондратьев вдруг «вспомнил», что «оно было совершено по заказу одного из богатых людей, я боюсь ошибиться, но я слышал фамилию Таранцев». В свою очередь свидетель и бандит Махалин рассказал, что после приобретения «Русским золотом» Пражского, Митинского, Дорогомиловского, Тушинского рынков ореховские обеспечивали их охрану, собирали с коммерсантов деньги. А через охранника Таранцева Лебедева, по словам Махалина, группировке удалось открыть ЧОП «Великая держава», где сам Махалин стал гендиректором.
«Лично я общался с Таранцевым по поводу охраны палаток на ВВЦ и на «Пражской», -- уточнил свидетель. -- Таранцев был партнером группировки, и несколько убийств были организованы в интересах «Русского золота».
Уже после окончания заседания один из адвокатов подсудимых, Алексей Минчин, видимо, под впечатлением от откровенности свидетелей признался, что они зря затеяли историю с судом присяжных. «Такое ходатайство подал Макаров, полагая, что он якобы случайно «влип», он просто киллер,-- пояснил Минчин. -- Вслед за ним такое же желание изъявил и Пылев. Но сейчас не идет речи о том, что присяжные могут признать их невиновными. Им могут лишь несколько смягчить наказание. Но ведь присяжные могут и еще раз подтвердить необходимость пожизненного наказания для Пылева». По мнению защитника, свой вердикт присяжные вынесут, вероятно, через месяц-полтора.
По версии следствия, ореховскую ОПГ в начале 90-х годов создал криминальный авторитет Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр (убит в 1994 году). К 1995 году ореховская группировка объединилась с медведковской. Частью ореховских руководил Сергей Буторин (Ося), а медведковскими -- Андрей и Олег Пылевы. Среди штатных киллеров банды были бывшие спецназовцы ГРУ, ВДВ и МВД. На счету группировки, по данным следствия, около 60 убийств бизнесменов и неугодных членов своей и других банд.