Время новостей
     N°158, 29 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2008
Восток опять не сошелся с Западом
Россия добилась поддержки азиатских партнеров
В той международной ситуации, которая сейчас сложилась, Россия может считать для себя удачным завершившийся вчера в Душанбе саммит Шанхайской организации сотрудничества. В условиях практически консолидированной антироссийской позиции, занятой Западом, Москва все же получила поддержку своих действий на Кавказе со стороны Пекина и остальных партнеров по ШОС. Хотя и выглядело это не так убедительно, как, вероятно, хотелось бы Кремлю. Но такова восточная дипломатия Шанхайской организации, где все приходится вычитывать между строк, находя потаенный смысл в поведении VIP-персон, многозначительных жестах и улыбках.

Когда вчера в Душанбе, выступая на расширенном заседании саммита ШОС, президент Дмитрий Медведев выражал партнерам «признательность за понимание и объективную оценку предпринимаемых Россией мирных усилий» в урегулировании ситуации на Кавказе, это показалось лишь данью дипломатическому этикету. В конце концов если Москва так откликалась на достаточно скромное отражение кризиса вокруг Южной Осетии, выраженное в итоговой декларации саммита, то эта «признательность» выглядела несколько преувеличенной. В этом документе ситуации посвящено два абзаца. Во-первых, «государства -- члены ШОС выразили глубокую озабоченность в связи с недавно возникшей напряженностью вокруг югоосетинского вопроса и призвали соответствующие стороны путем диалога мирно разрешать существующие проблемы, прилагать усилия к примирению и содействию переговорам». Кроме того, в декларации приветствовалось «одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии» и была поддержана «активная роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе».

Однако Дмитрий Медведев не ограничился «выражением признательности». Вступительная часть его выступления была исполнена в жесткой стилистике. «Грузинская агрессия против Южной Осетии -- это пример безответственных преступных действий по обеспечению определенных интересов силовыми методами», -- заявил он. «Хорошо известно, кто попустительствовал властям Грузии и даже подстрекал их, преследуя свои корыстные цели. Уверен, что единая позиция ШОС получит должный международный резонанс и послужит серьезным сигналом тем, кто пытается выдать черное за белое и оправдывает кровавую авантюру грузинского руководства», -- сказал российский президент.

И только после окончания саммита, когда удалось живьем увидеть его главных действующих лиц, стало возможным убедиться в том, что эта риторика имела под собой основание. Один из высокопоставленных представителей российского руководства на условиях анонимности сообщил «Времени новостей», что реакция Пекина на действия России в ходе южноосетинского кризиса, пусть и не публично выраженная, полностью удовлетворила Москву.

Выяснилось, что накануне саммита, 27 августа, в ходе двусторонней российско-китайской встречи председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что действия Грузии явились отражением провокационной политики Запада по расширению НАТО и действия России в ответ на это были совершенно адекватными. При этом председатель Ху, как утверждает наш источник, дал понять, что Пекин, связанный проблемой Тайваня, не может позволить себе выразить это мнение публично. Эту позицию, насколько нам известно, китайский лидер повторил и вчера, выступая на закрытом совещании лидеров шанхайской «шестерки» в узком кругу.

Вчера же на Смоленской площади сообщили о состоявшейся в Москве встрече заместителя министра иностранных дел Алексея Бородавкина с послом КНР в России Лю Гучаном: "Стороны обсудили обстановку вокруг Абхазии и Южной Осетии после признания Россией их независимости. Китайская сторона была подробно проинформирована о политических и правовых мотивах такого решения России и выразила их понимание".

Кроме Пекина однозначную, но пока непубличную поддержку Москве выразил и Ташкент. В узком кругу «шанхайцев» президент Узбекистана Ислам Каримов высказался в том духе, что Россия не имела права не ответить так, как она ответила, иначе это стало бы беспримерным унижением для нее. Спустя пару часов, но уже публично и, пожалуй, еще более резко по ходу встречи с президентом Медведевым прокомментировал эту тему президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Г-н Назарбаев заявил, в частности, что события в Южной Осетии «начались с момента кровавого обстрела грузинскими вооруженными силами Цхинвали». «Я не могу понять, почему Запад проигнорировал вооруженную агрессию Грузии, -- недоумевал Назарбаев. -- Россия должна была либо пройти мимо этого, либо остановить кровавое развитие, а мировое сообщество должно встать на путь решения международных проблем и не говорить постоянно о «холодной войне».

Подобное заявление казахстанского лидера можно считать свидетельством однозначно сделанного им выбора своей позиции в пользу Москву и согласия с мотивами ее нынешних действий на Кавказе (эту позицию следует особо отметить, если учитывать, что инвестиции самого Казахстана в Грузии, по оценкам Астаны, достигают уже 10 млрд долл.). После подобных заявлений одного из самых важных союзников России в Центральной Азии особенный смысл видится в том удовлетворении, с каким министр иностранных дел России Сергей Лавров рассказывал вчера журналистам о поездках западных эмиссаров по столицам стран -- членов ШОС накануне душанбинского саммита, «где они учили, как должны независимые государства реагировать на признание Россией Южной Осетии и Абхазии». «Подобное хамское поведение не в нашей политической культуре», -- заявил Лавров, повторяя уже озвученную ранее и, видимо, понравившуюся ему формулу. Можно по-разному относиться к этой дипломатической находке, трудно назвать ее уж очень удачной, ведь на иной взгляд она может служить и оправданием слабости политической аргументации...

Однако если учесть, что спустя десять минут свои оценки произошедшей на саммите дискуссии по «южноосетинскому вопросу» дал прессе и сам президент России, то придется признать, что Кремль был в целом удовлетворен деятельностью российской дипломатии. Дмитрий Медведев рассказал, что он «не мог не рассказать (партнерам по ШОС. -- Ред.), как реально было дело (в Южной Осетии. -- Ред.), ведь оно существенно отличалось от показанного по западным СМИ, а также какими мотивами мы руководствовались, принимая последние решения» по признанию Цхинвали и Сухуми. Партнеры, по словам Медведева, были «благодарны» за это изложение. И квинтэссенцией было общее выраженное мнение, что «страна, развязавшая агрессию, должна отвечать за последствия». Заметим, что настроение у российского президента было в этот момент явно приподнятым, он вышел к журналистам сразу после встречи с Нурсултаном Назарбаевым.

А Сергей Лавров между тем рассказал «Времени новостей», что 5 сентября, когда в Москве пройдет саммит ОДКБ СНГ (по инициативе Нурсултана Назарбаева, поддержанной Исламом Каримовым, место проведения мероприятия решили перенести из Кисловодска), союзники России, как ожидается, выскажутся еще более определенно на тему ситуации на Кавказе. К этому моменту уже будет известно о решениях экстренного саммита ЕС, созываемого 1 сентября по тому же поводу, который не обещает ничего хорошего в отношении Москвы, вплоть до возможного решения применить к ней некие санкции. Не исключено, что ОДКБ придется давать ответ и на демарши объединенной Европы. Пусть это выглядит тривиально, но опять Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они снова не слишком готовы сходиться.

Аркадий ДУБНОВ, Душанбе