|
|
N°157, 28 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Больше не заправляют
ConocoPhillips продает все американские АЗС
Крупный акционер ЛУКОЙЛа -- американская нефтяная компания ConocoPhillips -- продаст все принадлежащие ей АЗС своему партнеру -- PetroSun West. Об этом вчера сообщила газета The Wall Street Journal. Сумма сделка составляет около 800 млн долл. Вырученные за продажу средства в ConocoPhillips собираются инвестировать в разработку новых месторождений.
ConocoPhillips считается второй по размеру нефтегазовой компанией США и пятой среди негосударственных компаний. Ее доказанные запасы нефти к началу прошлого года составляли 441,6 млн тонн, а газа -- 653, 43 млрд куб. м. Компании принадлежит одна из крупнейших сетей АЗС в Америке, причем бензин продается на них под известным брендом Union 76. Для его сохранения автолюбители даже устроили целую кампанию, когда начался ребрендинг марки. Однако, как пишет The Wall Street Journal, в последнее время позиции компании стали ухудшаться, и особенно это сказалось на рынке розничной торговли топливом. Решение прекратить такой бизнес в компании объясняют падением спроса на бензин, которое обещает стать особенно резким к 2010 году. Кроме того, еще одним важным фактором, по мнению газеты, стало увеличение производства биотоплива и переход на альтернативные источники энергии, что является частью государственной программы по снижению зависимости от импорта нефти. Все это убедило менеджмент компании принять решение о продаже. Вырученные средства же предполагается потратить на освоение новых месторождений, чтобы по-прежнему сохранить за собой звание крупнейшего оптового поставщика бензина.
Компания PetroSun West не собирается повторять ошибок ConocoPhillips: там заявляют, что сеть АЗС будет развиваться по европейскому образцу, когда доход приносит не только продажа бензина, но и сопутствующие услуги -- магазин, мойка, придорожные кафе.
Проблема низкой рентабельности сетей АЗС характерна сейчас для многих нефтяных компаний, причем особенно для американских. И этом несмотря на то, что один галлон бензина в США уже давно отпускается более чем за 4 долл. Тяга американцев к альтернативным источникам энергии, навязываемая правительством, не могла не отразиться даже на лидере топливного рынка США, крупнейшей нефтяной компании мира -- ExxonMobil, которая в июне объявила о том, что отказывается от своей розничной сети и продает 820 АЗС и землю под еще 1400 заправками, работающими по франшизе. Подобные планы озвучивались и другим владельцем автозаправочных сетей в США -- BP.
При этом ЛУКОЙЛ, представленный на топливном рынке Америки, от розничной торговли бензином тоже постепенно отказывается. Российская компания приобрела в 2004 году у своего акционера ConocoPhillips сеть из 795 заправок в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания за 265,75 млн долл. Но в мае этого года ЛУКОЙЛ решил продать 162 заправки за 138 млн долл. неизвестному инвестору, объяснив, что так «делают все нефтяные гиганты, работающие в Америке», -- розничный рынок в США весьма волатилен и малоинтересен.
Кирилл МЕЛЬНИКОВ