Альтернативная гражданская служба по-прежнему не пользуется в России популярностью
Федеральный закон об альтернативной гражданской службе (АГС) был принят в 2002 году. Пока новое для нашей страны явление обрело более или менее ясные контуры, было сломано немало копий. В конце концов был найден компромиссный вариант закона, который начал реализовываться с 1 января 2004 года. Уполномоченными органами были определены министерства здравоохранения и социального развития, обороны и примкнувшая к ним Федеральная служба по труду и занятости. После завершения весеннего призыва в очередной раз подведены промежуточные итоги, определены тенденции все еще нового для страны процесса призыва на альтернативную гражданскую службу. Военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ поинтересовался мнением ключевых участников процесса о судьбе АГС."Это новый вид трудовой деятельности"Юрий ГЕРЦИЙ, руководитель Федеральной службы по труду и занятости:-- Право гражданина на замену военной службы альтернативной дано Конституцией России. АГС -- это новый вид трудовой деятельности, он регулируется в рамках трудового законодательства, в соответствии с Трудовым кодексом. За период реализации закона издано пять перечней профессий, по которым можно проходить АГС. На нынешний год определено чуть более 200 профессий. Число вакансий для проходящих альтернативную службу (то есть потребность в таком труде) -- более 10 тыс. мест. АГС проходит в организациях, которые находятся в ведении федеральных, региональных органов исполнительной власти, но не в воинских частях.
Проходят альтернативную гражданскую службу по экстерриториальному принципу, но в некоторых случаях -- по месту проживания. Проблема в том, что принцип экстерриториальности соблюсти тяжело -- в этом случае надо предоставлять альтернативщику жилье. Из 10 тыс. вакансий в этом году можно предоставить такую возможность лишь 9% молодых людей (в 2004 году -- более 47%, но и число вакансий было значительно меньше -- 3136).
Всего за четыре года от желающих проходить АГС было подано около 3,5 тыс. заявлений, положительное решение призывными комиссиями принято в 2900 случаях, прибыли к месту работы чуть более 2 тыс. Около 600 человек либо получили право на отсрочку, либо уклонились от АГС. И сегодня есть случаи нарушения контракта -- невыход на работу, нарушение режима, невозвращение из отпуска. В следственных органах находится около 20 дел уклонистов.
Сегодня АГС в России проходят 998 человек. Они работают в «Спецстрое», на оборонных предприятиях, в медицинских учреждениях. В Федеральном агентстве связи, в частности во ФГУП «Почта России», где очень высока потребность в альтернативщиках, трудятся 48 человек, причем 39 из них там, где проживают. Есть случаи карьерного роста: один начал службу каменщиком, а закончил в должности прораба, другой заочно получил среднее специальное медицинское образование. Есть случаи, когда люди остаются на предприятии, где проходили АГС, некоторые создают в новом месте семьи. Заработная плата альтернативщиков, согласно нашим данным, составляет от 4 тыс. до 20 тыс. руб. в месяц.
"Не зотят служить никак"Иван БОРОДИНЧИК, заместитель начальника управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ), генерал-майор:-- В 2004 году было принято 1800 заявлений о желании проходить альтернативную гражданскую службу, по 1275 принято положительное решение. В последующие годы количество желающих проходить АГС существенно снизилось: в 2005 году -- 854 заявления, в 2006--2007 годах и по прогнозу на этот год -- не более 400, а число направляемых на АГС и того меньше -- 250--300 человек. Причина -- получение права на отсрочку от призыва или освобождение от службы в армии по состоянию здоровья. Уклонились от АГС за все время действия закона 315 человек. То есть эти молодые люди преследуют не декларируемые ими религиозные и пацифистские убеждения, а банально не хотят служить никак. Но из этих 315 человек ни один не привлечен пока к уголовной ответственности, прокуратура по ним уголовные дела не возбуждает. Министерство обороны все же продолжает на этом настаивать.
В учреждениях и на предприятиях Минобороны АГС проходили 23 человека, из которых 12 свой долг исполнили, сейчас проходят 11 человек -- из них семь человек на судоремонтном оборонном предприятии на Камчатке. В воинских частях альтернативщиков нет.
Опасения, что найдется очень мало желающих заменить срочную службу на АГС, оправдались. Все же молодые люди у нас -- патриоты своей страны и хотят выполнить свой конституционный, воинский долг. Многие религиозные объединения, в том числе Русская православная церковь, за военную службу. У Минобороны с РПЦ, другими конфессиями установлены хорошие деловые контакты.
"Слишком много мифов об АГС"Сергей КРИВЕНКО, исполнительный секретарь коалиции общественных организаций «За демократическую АГС»:-- За ситуацией с АГС мы следим с 2000 года. Сегодня в коалицию входит около ста общественных организаций по всей стране, работаем в тесном сотрудничестве с уполномоченным по правам человека, комиссиями Общественной палаты. Надо признать, что поначалу ожидания по поводу АГС были куда большими. По данным исследования тогдашнего Минтруда, в зависимости от варианта закона об АГС, который еще не был принят, альтернативную гражданскую службу пожелают проходить от 4 до 10 тыс. молодых людей. На деле цифры значительно меньше.
На сегодня мы отмечаем две существенные проблемы, связанные с АГС.
Во-первых, в обществе до сих пор распространяется слишком много мифов об АГС.
Первый миф, что право на АГС имеют только верующие, причем нетрадиционных конфессий. Однако альтернативную службу проходят и представители православия, ислама, буддизма. И решение верующего не зависит от иерархов конфессии. Второй -- что право на АГС надо доказать. Закон же требует лишь обосновать убеждения, а доказать отсутствие убеждений должна призывная комиссия. Представители военного ведомства говорят, что нужна справка из религиозной организации, только в этом случае можно получить право на АГС. Закон же никаких справок и свидетельств подобного рода не требует, надо лишь принести заявление, автобиографию, характеристику с последнего места работы.
Миф третий: дать или не дать право на АГС, решает военный комиссар. По закону все решает призывная комиссия. Миф четвертый: АГС -- возможность легально избежать службы в армии. Но у нас начиная с 1993 года далеко не каждый молодой человек должен идти в армию. Число призывников указывается в указе президента каждые полгода. Их намного меньше числа тех, кому подошел возраст служить. К тому же АГС зачастую более трудоемкая работа, нежели служба в армии. Миф пятый: АГС -- это бесплатная рабочая сила. Однако работодатели платят, и часто неплохо.
Во-вторых, мы до сих пор встречаемся с противодействием со стороны сотрудников военных комиссариатов в ряде регионов. Под любыми предлогами они стараются не принимать заявления на АГС. Дело при этом доходит до дезинформации, требования различного рода справок, не оговоренных в законе. Бывает, сотрудники военкоматов даже предлагают дать молодому человеку освобождение от службы по медицинским основаниям вместо АГС. В последний призыв мы получили сведения о пяти таких случаях. Это, конечно, сказывается на количестве желающих проходить АГС.
Но основной вывод -- за эти пять лет АГС состоялась. Проблемы, на которые мы раньше обращали внимание (слишком большой срок службы, экстерриториальность, прохождение службы в военных учреждениях), практически утратили свое значение. Срок АГС с 42 месяцев снизился до 21, требование экстерриториальности де-факто ушло, в воинских частях альтернативщики не работают. Альтернативная гражданская служба, на наш взгляд, приобретает все большее значение, и мы ожидаем, что с сокращением срока службы количество сторонников АГС увеличится. А с переходом преимущественно на контрактный способ комплектования призыв становится в ряде случаев не чем иным, как подготовкой к контрактной службе -- практически половина срочников идет на контрактную службу -- на 3,5 года вместо 21 месяца по АГС.