Ожидание сенсации по итогам
проходящего сегодня в столице Таджикистана саммита Шанхайской организации сотрудничества, связанное с возможной поддержкой со стороны ШОС признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, вряд ли оправдается. Такое было бы возможно только в случае однозначного одобрения решения Москвы со стороны Пекина.
«Оставаясь на неизменной принципиальной позиции китайской стороны по подобным проблемам, мы надеемся на надлежащее решение этой проблемы путем диалога и консультаций между заинтересованными сторонами», -- заявил вчера представитель МИД КНР. Судя по этому заявлению, в Поднебесной, как и ожидалось, заняли осторожную позицию и не стали вступать в конфронтацию с Западом, осудившим решительный кавказский демарш Кремля. Пиком этого осуждения пока стало совместное заявление послов стран НАТО с призывом к России пересмотреть свое решение.
Впрочем, позиция Пекина стала понятна уже вчера утром в Душанбе, когда закончилась встреча председателя КНР Ху Цзиньтао с хозяином саммита, президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. В таджикско-китайской декларации по итогам визита китайского лидера в Душанбе, в частности, сказано, что "стороны выступают за мирное решение имеющихся международных споров... способствуют построению гармоничного мира, основанного на вечном покое и совместном процветании". В контексте нынешних событий вокруг Грузии это означает, что ни Пекин, ни Душанбе не готовы пока занять любую однозначную позицию по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
Еще более очевидным это стало после состоявшегося вчера в Душанбе российско-китайского рандеву председателя Ху и президента Медведева. В протокольной части встречи кавказская тема ограничилась тем, что российский президент пообещал проинформировать китайского коллегу об усилиях, предпринимаемых нынче Россией на Кавказе. Все остальные доступные для прессы слова двух лидеров сводились к поздравлениям, взаимным комплиментам и благодарностям в связи с завершившейся на днях в Пекине Олимпиадой и обещанию Китая поддержать усилия России по подготовке в зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
Поскольку ни один из источников в российской делегации после встречи Дмитрия Медведева с Ху Цзиньтао до вечера вчерашнего дня не допустил каких-либо "утечек" о высказанном китайской стороной отношении к признанию независимости Цхинвали и Сухуми, можно быть уверенным: такой поддержки не было. Однако это не исключает того, что председатель Ху приветствовал действия России по мирному урегулированию ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии на основе «шести принципов» Медведева--Саркози. Другими словами, была воспроизведена та же формула поддержки мирных усилий Москвы, которая значится в проекте итоговой Душанбинской декларации ШОС. Декларация будет сегодня подписана в таджикской столице главами государств -- членов «шанхайской шестерки».
По сведениям "Времени новостей" из дипломатических источников в Душанбе, подписанный 26 августа президентом Медведевым "абхазо-югоосетинский" указ никак не повлиял на согласованные ранее итоговые документы саммита ШОС. Как пояснил "Времени новостей" информированный собеседник, близкий к секретариату ШОС, "признание или непризнание одним из государств -- членов ШОС независимости какой-либо третьей страны касается исключительно двусторонних отношений этого члена Шанхайской организации и не имеет отношения к проблематике ШОС".
Таким образом, подтвердились прогнозы, согласно которым ни нынешние хозяева саммита ШОС, ни остальные "шанхайцы", и в первую очередь Китай, не станут связывать себя односторонней поддержкой России и спешить с изъявлением готовности вслед за ней признать независимость бывших грузинских автономий. Впрочем, как и спешить проявлять солидарность с теми странами, кто обрушился на Россию с резкой критикой за это решение.
Тем не менее можно ожидать, что Москва сегодня все-таки найдет в Душанбе более очевидную поддержку. Возможно, ее окажет президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который даст здесь пресс-конференцию. А затем встретится с российским президентом (это будет их первая встреча). Трудно сказать, как пройдет их знакомство, но есть основания считать: Ахмадинежад может испытывать благодарность за то, что российская военная операция в Грузии оказалась также и к пользе Ирана. Речь о том, что согласно многочисленным утечкам информации из различных российских ведомств, на грузинской территории был обнаружен и выведен из строя ряд созданных с помощью американцев инфраструктур, которые могли быть использованы и для нанесения вооруженного удара США по Ирану.
Что касается остальных участников саммита ШОС, то, судя по всему, их вполне устраивает практически непубличный характер нынешнего саммита. Достаточно сказать, что вместо пресс-конференции журналистам будет сегодня дана лишь возможность услышать краткие заявления глав государств -- членов ШОС по итогам саммита (на всю шестерку "шанхайцев" отведено не больше 15 минут). Причем вопросы к ним не предусмотрены.