Признание руководством России
независимости Южной Осетии и Абхазии -- это своевременный шаг, направленный на защиту этих республик от новой грузинской агрессии. Однако, учитывая планы США по принятию Грузии и Украины ускоренными темпами в военно-политический блок НАТО, обстановка у границ России остается тревожной. Но при этом у Москвы имеется множество возможностей по созданию сбалансированных противовесов в ответ на недружественные планы США и в целом НАТО. В частности, Россия может опереться на те страны, которые реально противостоят экспансии США и их сателлитов. Только коллективные усилия помогут создать ситуацию, которая если не исключила бы, то по крайней мере уменьшила риск перерастания «холодной войны» в локальные и глобальные конфликты.
Москва, к примеру, могла бы укрепить свои военно-технические связи с Сирией, начать переговоры о возобновлении своего военного присутствия на Кубе. Но самым серьезным шагом, которого так сильно боятся США и особенно Израиль (кстати, поставлявший грузинам оружие), может стать возможный пересмотр Россией своей внешней политики в отношении Ирана. Стратегический союз, предполагающий подписание нового большого военно-политического договора с этой страной, мог бы изменить всю геополитическую картину современного мира.
Новые союзнические отношения могут привести к размещению как минимум двух военных баз в стратегических регионах Ирана. Одну военную базу можно было бы расположить на севере страны в иранской провинции Восточный Азербайджан и вторую -- на юге, на острове Кешм в Персидском заливе. База в иранском Восточном Азербайджане позволила бы России наблюдать за военной активностью в Республике Азербайджан, Грузии и Турции и делиться этой информацией с Ираном.
Размещение военной базы на острове Кешм позволило бы России контролировать деятельность США и НАТО в зоне Персидского залива, в Ираке и других арабских государствах. С помощью специальных технических средств Россия могла бы эффективно определять, кто, откуда и с каким грузом направляется в это узкое морское горло под названием Ормузский пролив, чтобы выйти в Мировой океан и наоборот.
У России впервые появится возможность останавливать подозрительные суда и корабли и проверять их грузы, как это цинично делают американцы в этой зоне уже многие десятилетия. В обмен на развертывание на иранской территории своих военных баз Россия могла бы помочь иранцам с развертыванием по всему периметру их границ современных установок противовоздушной и противоракетной обороны. Тегеран, к примеру, нуждается в современных зенитных ракетных комплексах российского производства С-400.
Иранское руководство обратило серьезное внимание на сообщения о том, что правительство Грузии своим секретным решением дало карт-бланш США и Израилю на то, что в случае необходимости они смогут воспользоваться грузинской территорией и военными базами там для нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам Ирана. Другой сосед -- Турция -- является не только членом НАТО, но и мощнейшим региональным противником и экономическим конкурентом Ирана. Кроме того, Республика Азербайджан уже превратилась в ключевого партнера Запада в вопросе транспортировки энергоресурсов Каспия на мировые рынки. Беспокоят иранцев и планы Баку пустить в так называемую азербайджанскую зону Каспия западный капитал, в первую очередь американский, что чревато новыми конфликтами, так как еще не определен юридический статус самого Каспия.
Россия и Иран могут также ускорить процесс создания картеля ведущих производителей газа, уже прозванного журналистами «газовым ОПЕК». Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа, Иран -- второе. Вместе они обладают более 60% всех мировых запасов природного газа. Так что даже небольшая координация в выработке единой ценовой политики может заставить половину стран планеты, во всяком случае почти всю Европу, умерить свои амбиции и начать относиться более дружественно к поставщикам газа.
Выходя на уровень союзнических отношений, Россия может развивать с Ираном сотрудничество практически во всех сферах, включая ядерную энергетику. Россия может заработать десятки миллиардов долларов только на строительстве АЭС в Иране. Тегеран сможет получить от России не только экономическое, но и политическое содействие в развитии собственной атомной энергетики.
Кроме того, учитывая скорый распад Содружества независимых государств (СНГ), из которого уже вышла Грузия, Россия могла бы ускорить процесс принятия Ирана в полноправные члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Эта организация с приходом Ирана, одной из ключевых стран исламского мира, могла бы принципиально измениться и по потенциалу, и по своей региональной роли. Иран же, придя в ШОС, окажется под зонтиком коллективной безопасности этой организации, в том числе под защитой двух таких ядерных держав, как Россия и Китай. Будет заложена основа мощной стратегической оси Россия--Иран--Китай, создания которой так опасаются США и их союзники.