На Черном море впервые за многие десятилетия установилось крайне опасное противостояние группировок военных кораблей России и НАТО. Вчера, на следующий день после
признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, в абхазские воды вошли российские военные корабли.
Любой неосторожный шаг (случайный выстрел, запуск торпеды или ракеты, опасный маневр) может буквально взорвать ситуацию. Достаточно вспомнить спонтанный запуск норвежцами несколько лет назад метеорологической ракеты, которую система ПРО России приняла за межконтинентальную баллистическую. В готовность тогда были приведены ракетные войска стратегического назначения, рука уже тянулась к пресловутой «красной кнопке».
Напряженность вблизи южных границ России все возрастает. Вчера утром в грузинский порт Батуми вошел кораблю ВМС США «Даллас» -- «с грузом для беженцев из цхинвальского региона». Этот корабль готовились торжественно встретить в Поти, но в последний момент он изменил маршрут. По одной из версий, потому, что Поти контролируют российские войска. В Батуми это уже второй американский корабль -- несколько дней назад туда вошел эсминец McFaul. Напомним, сегодня в Черном море три корабля ВМС США, четыре -- Турции, по одному -- Испании, Германии и Польши. К черноморскому бассейну направляется также флагман 6-го флота США, штабной корабль десантных сил «Маунт Уитни», обладающий большими возможностями ведения стратегической электронной разведки и управлению различными операциями. Скоро группировка пополнится еще восемью кораблями альянса.
«Тесновато для такой группировки», -- заметил вчера заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Он предположил, что гости, имея локационную аппаратуру с радиусом действия 300--400 км, ведут разведку. Наш ответ таков: в порт Сухуми по приглашению президента Абхазии вошел отряд кораблей российского Черноморского флота -- два ракетных катера во главе с гвардейским ракетным крейсером «Москва». Правда, сутками раньше главный штаб ВМФ сообщил, что «Москва» вышла для плановой проверки оружия и оборудования и к вечеру вернется в Севастополь. Однако «всплыл» крейсер в Сухуми, а не в Севастополе.
Руководство отрядом российских кораблей взял на себя командир Новороссийской военно-морской базы вице-адмирал Сергей Меняйло. Он признал, что одна из задач черноморцев -- отслеживать обстановку в связи с появлением натовских судов. Жители Сухуми, которые восторженно встретили российских моряков, смогут посетить прибывшие корабли. Этим правом уже воспользовался президент Абхазии Сергей Багапш.
«После захода в порт корабли продолжат выполнять миротворческие задачи», -- сказал вчера генерал Ноговицын. Он уверяет, что Россия не будет увеличивать свою морскую группировку на Черном море, хотя имеет для этого возможности. Генштаб и главкомат ВМФ рассматривают самые различные сценарии развития событий на море. Здесь не сбрасывают со счетов и советы различных военных экспертов. Среди их предложений есть весьма оригинальные. Например, ввести корабли Черноморского и Северного флотов в Средиземное море, где у нас есть пункт материально-технического обеспечения в сирийском Тартусе.
Безусловно, группировка кораблей НАТО превосходит Черноморский флот по своему боевому потенциалу. Но Россия может задействовать и другие виды вооруженных сил, в том числе авиацию. К тому же согласно международным договоренностям, включая конвенцию о статусе черноморских проливов 1936 года, военные корабли нечерноморских стран НАТО не могут иметь суммарный тоннаж более 45 тыс. тонн, а имеющиеся десять кораблей альянса практически набрали этот вес. Кроме того, натовцы не могут находиться в Черном море больше трех недель. Далее должна следовать ротация, однако большинство экспертов считают, что она вряд ли произойдет. Скорее всего направление кораблей НАТО в Черное море -- политический шаг, за которым не последует боевых действий. Но если они начнутся, это будет означать объявление войны России, полагает представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин. Правда, он убежден и в том, что этого не произойдет.
Своими заявлениями морское противостояние обостряет Украина. В частности, таким: Россия уже сейчас должна готовиться к выводу Черноморского флота из Севастополя. Генштаб России уже отреагировал на это: раньше истечения двустороннего договора в 2017 году никакого вывода не ждите. Москва даже предлагает продлить договор аренды, на что Киев откликается болезненно-отрицательно. Украинская сторона настаивает на подписании с Москвой соглашения, где был бы оговорен порядок участия ЧФ в конфликтах. В последнее время украинская сторона постоянно говорит о намерениях повысить арендную плату. Сегодня она составляет 98 млн долл. в год в счет долга за поставленный российский газ.
Вчера стало известно о решении правительства Украины установить порядок пересечения государственной границы военнослужащими, кораблями и летательными аппаратами Черноморского флота России. О намерении пересечь границу российская сторона должна уведомлять украинские власти за 72 часа. Сегодня это постановление должно быть передано российской стороне.
Российских военных очень беспокоит, что именно корабли НАТО везут Грузии под видом гуманитарной помощи. Российские эксперты говорят о различного рода оружии, в том числе переносных зенитных ракетных комплексах (ПЗРК), аппаратуре слежения, включая беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Кстати, получасовой полет одного из них над территорией независимой Южной Осетии 26 августа наблюдали российские миротворцы. Аппарат разведывал места дислокации и маршруты передвижения российских войск. Глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что НАТО начинает «вполне конкретные поставки новых видов вооружения, восстанавливая ту военную инфраструктуру, которая была использована для агрессии Грузии».
Российские военные продолжают приводить новые аргументы, характеризующие агрессивные планы Грузии. То ли эти сведения к Генштабу поступают порциями, то ли «мозг армии» сознательно дозирует компромат. Но так или иначе, вчера представитель Генштаба генерал Ноговицын сообщил( показав трофейную карту), что армия Грузии планировала захватить Сухуми за двое суток группировкой «Запад» численностью 9 тыс. человек со штабом в Зугдиди. После получения подкреплений планировался выход на государственную границу России. План носил название «Скала». Согласно плану огневому воздействию должны были подвергнуться густонаселенные административно-промышленные центры Абхазии, и жертв было бы значительно больше, чем в Цхинвали. Удар предполагалось нанести даже по стоящему на рейде танкеру, по действующему российскому военному санаторию.
В свою очередь Грузия обвинила Россию в применении кассетных боеприпасов и других видов оружия неизбирательного действия. Российский представитель назвал обвинения надуманными и предложил поговорить об этом позже и более предметно.
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты высказался о намерении просить Россию разместить на территории республики военные базы. Нельзя сказать, что Россия однозначно пойдет на это. Хотя бы потому, что до этих мест можно «дотянуться» и авиацией. Даже контингент своих миротворческих сил, как заявил представитель Генштаба, Россия наращивать не намерена. В будущем получившие российское признание республики могут вступить в Организацию Договора о коллективной безопасности, считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. Тогда ОДКБ может направить в район конфликта коллективные силы. Возможно, вопрос вступления будет поднят уже 5 сентября во время встречи глав государств -- членов ОДКБ. Генсек организации Николай Бордюжа вчера заявил, что представители ОДКБ примут участие в миссии военных наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта.
Пока же единственное «наращивание» российских сил произошло вчера: под предлогом противоправных действий грузинских полицейских российские миротворцы вынуждены были выставить в Южной Осетии еще один наблюдательный пост.