Время новостей
     N°157, 28 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.08.2008
Арест забора
Налоговое законодательство иногда превращается в театр абсурда
Сложность налогового законодательства нередко загоняет в тупик и граждан, и самих фискалов -- вопросы, задаваемые налогоплательщиками по применению той или иной нормы права, как и ответы чиновников, порой балансируют на грани юмора и абсурда. Белые пятна в Налоговом кодексе чиновники вынуждены заполнять собственными нормативными актами и разъяснениями. Переписка Министерства финансов с налогоплательщиками, решения арбитражных судов и толкование Налогового кодекса фискалами содержат немало смешных вопросов и смешных ответов.

В одном из апрельских писем Минфина чиновники вынуждены были, например, разъяснять, что такое лечебные грязи. Налогоплательщик спрашивал, может ли он применять упрощенную систему налогообложения, добывая полезные ископаемые. Минфин ответил, что какими бы лечебными грязи ни были, они не относятся к общераспространенным полезным ископаемым, а поэтому организации, занимающиеся добычей грязей, не вправе применять «упрощенку».

В схожей ситуации в мае Минфин комментировал малому бизнесу возможность применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД). На вопрос о применении ЕНВД в отношении услуг по коррекции фигуры и уходу за телом Министерство финансов ответило, что общероссийский классификатор услуг населению не относит к бытовым услуги по коррекции фигуры. А значит, владелец салона красоты не может пользоваться льготами, уплачивая налоги в рамках общего режима налогообложения.

Некоторые каверзные вопросы ставят чиновников в тупик. В апреле специалисты Минфина пытались разобраться, нужно ли платить подоходный налог при проведении корпоративных мероприятий. Организацию, задавшую чиновникам вопрос, интересовал налоговый статус материальных благ, полученных участниками праздника. Теоретически любой подарок представляет собой доход в натуральной форме. Поэтому организация, проводящая подобные мероприятия, должна удержать подоходный налог с сотрудников. Минфин со своей стороны признал, что если при проведении такого мероприятия отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым участником корпоративного мероприятия, то и дохода, подлежащего налогообложению, не возникает. При этом представители Министерства финансов были настолько не уверены в своей трактовке, что специально отметили в письме: оно имеет сугубо информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах, отличающегося от трактовки, изложенной в данном документе.

Оказалось, что эта приписка к письму возымела далеко идущие последствия. Выяснилось, что каждый налоговый инспектор по-своему понимает, что такое подарки и какими налогами они могут облагаться. Так, федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил, что подарки, врученные сотрудникам по случаю юбилея, не являются разновидностью оплаты труда и не облагаются единым социальным налогом. По мнению судей, если подарок вручается в качестве поздравления и знака особого расположения, а не поощрения за работу, единый соцналог вменять неправомерно. Налоговики же, вменившие налог, сочли, что подарки представляют собой элемент оплаты труда, раз уж в служебной записке к подарку значилась формулировка «за творческий, инициативный подход к выполнению должностных обязанностей».

Абсурдные ситуации возникают не только у фискалов, но и у судебных приставов, взыскивающих долги по налогам и пенсионным взносам. В Кемеровской области приставы арестовали... забор, состоящий из 101 железобетонной плиты и 99 скрепляющих их «стаканов». Эти детали, в совокупности и составляющие конструкцию, ограждающую территорию предприятия, приставы предварительно оценили в сумму, достаточную для взыскания 600 тыс. руб. налогового долга. В управлении ведомства по Кемеровской области рассказали, что в их практике это первый забор. Ранее приставы арестовывали офисную технику, продукты производства или оборудование.

Нередко налогоплательщики задают чиновникам заведомо провокативные вопросы. «Живые цветы поглощают вредный углекислый газ, не менее вредные компьютерные излучения и просто радуют глаз, улучшая настроение сотрудников и повышая производительность труда» -- так, видимо, думали руководители одной новосибирской фирмы, не скупясь на покупку различных минеральных удобрений для горшочных растений. Эти затраты относились на расходы, уменьшая налог на прибыль. Налоговики не согласились с флористами и вменили фирме штрафы. Судьи же рассудили наоборот. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил, что забота о живых растениях в офисе суть забота о здоровье своих сотрудников. Поэтому затраты на уход за зеленью должны уменьшать базу по налогу на прибыль.

Впрочем, в провокативности вопросов российским налогоплательщикам огромную фору могут дать их венгерские соседи. Венгерские налоговики недавно признались, что во время разбирательств по очередному делу им приходится смотреть огромное количество «фильмов для взрослых». Дело в том, что режиссер этих фильмов пытался включить в расходы стоимость мебели, ковров и постельных принадлежностей, на которые ему пришлось потратиться при съемках. 18-процентный налог на прибыль в Венгрии предусматривает включение в затраты всех расходов на производство. «Зачастую мы просто видим небольшой фрагмент шелка в углу экрана. И из этого мы должны делать выводы, является ли это частью кровати, на которую, по заявлению режиссера, он потратился на съемках фильма», -- объяснили всю сложность ситуации сотрудники венгерской налоговой службы.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа