|
|
N°156, 27 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нам сверху видно все
Компьютер вторгается в самую консервативную сферу человеческой деятельности -- футбольное судейство
Сколько бы ФИФА ни сопротивлялась, в футболе вскоре произойдет то, что уже случилось в теннисе. К судейству подключится компьютер. В наш просвещенный век можно, не приближаясь к полю, достоверно установить, на каком расстоянии от мяча стоит «стенка», был ли офсайд и, главное, пересек ли мяч линию ворот.
"Лужники", матч «Спартак» -- «Динамо». Телегруппа из НТВ монтирует странную аппаратуру. В ряд установлены восемь камер, похожих на обычные камеры наблюдения, с темными стеклами на объективах. Напоминают птиц, сидящих на проводе. Несколько ноутбуков, много соединительных кабелей. На мониторах -- вид футбольного поля сверху. Футболисты и мяч движутся, как в примитивной компьютерной игре. Ничего общего с телевизионной трансляцией эта картинка не имеет. Зато она позволяет собирать статистику матча и следить за соблюдением правил.
Первым делом - самолеты
TRACAB -- так называется технология одноименной шведской компании, позволяющая в реальном времени фиксировать события, происходящие во время матча. Точность измерения положения отслеживаемых объектов (игроки, мяч, судьи) -- 8 см. Измерения эти производятся не на плоскости поля, а трехмерно -- так, что можно увидеть, например, на какую высоту поднялся мяч. В реальном, повторимся, времени. Цена системы, которая немного не дотягивает до 20 млн в пересчете на нынешние рубли, дает представление о количестве вложенного в нее труда.
Технологии, используемые TRACAB, заимствованы у SAAB -- компании, производящей кроме автомобилей еще и боевые самолеты. Бортовой компьютер истребителя умеет отслеживать воздушные цели и движущиеся к ним ракеты. В TRACAB эту технологию подвергли конверсии. Едва ли это было слишком сложно: футболисты и мяч от самолетов и ракет если и отличаются, то в лучшую с инженерной точки зрения сторону. Скорости меньше, а пространство, в котором они перемещаются, ограничено.
Что TRACAB дает? Применительно к отдельно взятому футболисту система позволяет рассчитать пройденное за время матча расстояние (отдельно с мячом и без мяча, пешком, медленным бегом, быстрым бегом etc.), определить его максимальную и среднюю скорость, интенсивность перемещения спортсмена в определенных зонах поля. Относительно мяча -- высчитать среднюю и максимальную скорость, определить высоту полета над полем. Еще более интересна статистика командных действий и работы судей -- за ними тоже следят со всем тщанием.
Как сообщил в ответ на наш запрос представитель шведской компании Йохан Апель, в России TRACAB приобрела только НТВ. «Мы ведем переговоры с некоторыми клубами из России, и в ближайшем будущем они могут стать нашими клиентами», -- добавил представитель компании.
Благодаря IT появляется возможность языком цифр описать любой матч, объективно оценить игру каждого футболиста, его вклад в победу, его усердие и мастерство. Мечта селекционеров и тренеров. Да и простому болельщику было бы интересно сверить свои впечатления с сухими статистическими показателями.
О спорах вокруг ситуаций, связанных с судейством положения «вне игры», можно было бы и вовсе забыть. Равно как и сложных для рефери случаях, когда даже лайнсмен не знает, побывал ли мяч в воротах.
ФИФА против
При всех спортивных достижениях IT-индустрии странно наблюдать, как главное футбольное ведомство планеты пытается не замечать плоды прогресса. Технических проблем с тем, например, чтобы собрать исчерпывающие сведения о передвижениях игрока во время матча, нет никаких. Достаточно вшить специальные чипы в форму каждого игрока. Они гибкие и по размеру не больше обычной бирки, на которой печатаются рекомендованные режимы стирки. Но ФИФА использовать их запрещает категорически, лишая тренеров возможности получить ценнейшую информацию.
Но нельзя сказать, что ФИФА совсем уж чурается технологий. Она их рассматривает и обсуждает. Так, ежегодное заседание IFAB (International Football Association Board -- эта организация, куда ФИФА входит на правах одного из членов, вправе вносить изменения в правила игры) в этом году было посвящено усовершенствованиям, позволяющим достоверно установить факт взятия ворот. Очевидно, что видеокамеры на линии ворот (а такое решение рассматривалось) не выход из положения. Перед их объективом всегда может кто-то оказаться и заслонить мяч. Технологии сродни теннисной Hawk-eye (весьма похожая на TRACAB система слежения за мячом и моделирования его точной траектории вплоть до соприкосновения с кортом) были отвергнуты на том основании, что в теннисе для фиксации правильной игры достаточно удостовериться, задел ли мяч линию, а в футболе гол засчитывается только тогда, когда линия пересечена. Странная аргументация, поскольку Hawk-eye прекрасно справляется с ситуацией «мяч за линией». Однако будем справедливы: Hawk-eye напрямую в футболе не применишь. По корту во время матча не бегают 22 человека, а это сильно усложняет задачу наблюдения за мячом.
Еще один вариант решения -- мяч Adidas Teamgeist Smart Ball. Этот снаряд несет в себе RFID-чип. Достаточно закрепить датчики в боковых стойках ворот, а на поясе арбитра -- специальное устройство, подающее звуковой сигнал при пересечении мячом линии ворот, и гол прозевать будет нельзя. Умный мяч опробовали на одном из турниров в Перу перед очередным чемпионатом мира. Стоит, однако, отметить, что пока эта система работает не очень стабильно.
Обсуждали в IFAB и систему TRACAB, но решили, что эта штука пока полезнее для телевизионщиков, а не для рефери.
Зато футбольные чиновники благосклонно отнеслись к предложению Мишеля Платини (которое он высказал еще прежде, чем возглавил UEFA) об увеличении состава судейской бригады: надо вывести на поле еще двоих арбитров, которые станут специально судить взятие ворот.
Наш прогноз
TRACAB по сравнению с Adidas Teamgeist Smart Ball и теннисной системой Hawk-eye не просто средство для фиксации достоверной фиксации гола. Это подробная информационная модель футбольного матча, технология, которая имеет именно футбольную предысторию.
В Сети можно найти много работ по футбольной физиологии, в которых эта задача решается использованием угломеров (примитивных механических приспособлений, похожих на транспортир: наблюдатель с их помощью пытается оценить, например, расстояние, которое пробежал футболист) или экспертной оценки. Подавив желание поехидничать по поводу современности и точности этих методов, заметим, что идея бесконтактных измерений показателей вполне перспективна, что и доказывает TRACAB.
То, что IFAB счел эту систему пригодной только для телевидения -- первый шаг на пути к официальному признанию. Именно из телевидения пришел на теннисный корт Hawk-eye.
Какие данные умеет собирать TRACAB, можно посмотреть на сайте castrolindex.com. И это далеко не все, что эта система умеет.
Избавят ли информационные технологии футбол от ошибок судейства? Разумеется, нет. От судейских ошибок техника в принципе избавить не может. Даже такая простая вещь, как фотофиниш, не гарантирует от субъективного решения -- если атлеты пересекли ленточку одновременно, победителя определяют арбитры. Ошибаются и компьютеры. На московском матче Кубка Дэвиса между Россией и США , по словам исполнительного директора Kremlin Cup Александра Кацнельсона, за три дня соревнований, включая рекордно длинный (72 гейма) матч Дмитрия Турсунова против Энди Роддика, Hawk-eye ошибся дважды (соревнования приходили на грунте, что позволяло контролировать точку падения). Но две ошибки за пять матчей -- это вполне приемлемо, если не превосходно.
В спорте страшны не ошибки судейства, а предвзятость. Этим пороком электроника точно не страдает.
Андрей АННЕНКОВ, Сергей ДАРОВСКИХ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»