|
|
N°156, 27 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Израиль хочет нейтрализовать российское оружие в Сирии
Израильская пресса сделала на днях странное предположение о том, что Россия откажется от крупных оборонных контрактов с Сирией в том случае, если Израиль даст согласие на участие в московской мирной конференции по Ближнему Востоку. Нашей газете возможность такого торга представляется сомнительной, но многие израильские издания предполагают, что эту тему обсуждал российский президент Дмитрий Медведев во время телефонного разговора с премьером Эхудом Ольмертом. Внимание израильского руководства привлек визит в Москву 20--21 августа сирийского президента Башара Асада, изъявившего желание купить еще российского оружия. Для обсуждения этой проблемы Эхуд Ольмерт собирается приехать в Москву в сентябре.
О том, как в Израиле воспринимают российско-сирийское сотрудничество, а также об отношениях еврейского государства и России «Времени новостей» рассказал 81-летний Рафи ЭЙТАН -- легендарная личность в истории еврейского государства. Ныне он занимает пост министра по делам пенсионеров и возглавляет партию пенсионеров «Гиль» («Возраст»). В прошлом он служил в «Пальмахе» (силы обороны еврейских поселений в подмандатной Палестине) и в израильских разведывательных структурах. Рафи Эйтан участвовал в подготовке спецоперации по поимке в 1960 году нацистского преступника Адольфа Эйхмана в Аргентине. Сейчас партия нашего собеседника входит в правящую коалицию, а сам он является членом узкого кабинета министров, принимающего решения в области безопасности.
-- Израиль должен поддерживать теплые отношения с Россией. Хотя бы уже потому, что наша страна, по сути, была создана евреями -- выходцами из России. Мои родители, которые приехали в 1922 году в Эрец-Исраэль («страна Израиля», так именовали первые еврейские поселенцы Палестину. -- Ред.), тоже родились в России (мама родом из Саратова, отец родился в Белоруссии. -- Ред.). В Израиле много русскоязычных граждан, голоса которых не может игнорировать ни один израильский политик.
В отношении военного сотрудничества надо исходить из того, что Россия считает себя державой мирового масштаба. На протяжении второй половины ХХ века СССР боролся с Соединенными Штатами за влияние на Ближнем Востоке. То же самое происходит и сейчас. Только сегодня в отличие от прошлых лет мы уже не можем, как раньше, занимать какую-то одну сторону. Нам необходимо лавировать между США и Россией, поддерживая хорошие отношения с обеими странами и защищая свои интересы в каждом конкретном случае. Для этого надо уметь правильно оказывать воздействия на лидеров этих стран -- Путина, Медведева, Буша, на того, кто придет на смену Бушу.
-- Как вы собираетесь «оказывать воздействие» на Дмитрия Медведева, чтобы предотвратить новую возможную военную сделку с Сирией?
-- Нам, конечно, не может нравиться то, что Россия поставляет оружие Сирии. Однако справедливости ради стоит отметить, что Москва поставляла оружие сирийскому режиму и раньше. Ну что ж, будем тогда развивать собственные оружейные технологии, задачей которых будет нейтрализация систем, которые есть или могут появиться у Сирии. Мы это всегда успешно делали. Я непосредственно занимался этим, так что заверяю вас, что мы будем успешно делать это и в будущем. Но параллельно надо продолжать развивать хорошие отношения с Россией.
-- Вы считаете, что Россия играет одну из главных ролей на ближневосточной арене. Почему бы тогда не воспользоваться традиционно хорошими связями Москвы и Дамаска, попросив российское руководство посредничать на израильско-сирийских переговорах? Сегодня они проходят при посредничестве Турции...
-- Российское руководство предложило провести в Москве ближневосточную конференцию. Сирия получила приглашение принять в ней участие, и наша страна тоже. Мы уже дали согласие приехать на эту конференцию.
-- То есть вы лично поддержали бы инициативу о посредничестве России на израильско-сирийских переговорах?
-- Почему нет? Конечно.
-- Несмотря на то, что Россия, как полагают в Израиле, склонна симпатизировать Сирии?
-- Не думаю, что «симпатия» -- правильное в данной ситуации слово. Правильнее будет назвать это «реальной политикой интересов». У России нет какой-то особенной любви к сирийцам, к нам или к кому-то еще. На Ближнем Востоке у России есть свои цели. Мы, кстати, тоже входим в сферу их интересов. У России есть интерес поддерживать хорошие отношения с Израилем.
-- В последнее время много говорят об оружии, которое Израиль продавал Грузии. Может ли это повредить отношениям между Россией и Израилем?
-- Всего Грузии продавали оружие 15 стран, и мы в этом списке не первые. Израильское оружие поставлялось в рамках частных заказов и в масштабах, которые наверняка не повредят нашим отношениям.
-- Премьер Эхуд Ольмерт скоро уйдет в отставку, уже 17 сентября в правящей партии «Кадима» пройдут выборы, которые выявят следующего лидера. Он-то автоматически и станет новым премьером. Зачем в ситуации внутриполитической нестабильности продолжать вести переговоры с палестинцами, как это делает Ольмерт?
-- А почему он должен прекращать переговоры? Ольмерт все еще премьер-министр. Когда он перестанет им быть, обязанность продолжать переговоры будет возложена на нового премьера. Все равно придется как-то договариваться с палестинцами. Другое дело, что у них нет сейчас сильного правительства, а есть анархия, разброд, отдельные военизированные группировки. Ситуация в секторе Газа тому пример. Даже если будет подписано какое-нибудь соглашение, я сильно сомневаюсь в том, что палестинцы смогут выполнить взятые на себя обязательства.
-- Вы сами себе противоречите. Как же тогда договариваться с палестинцами, если глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас не контролирует ситуацию в автономии?
-- Международный план урегулирования, известный под названием «Дорожная карта», предусматривает возможность создания палестинского государства в так называемых временных границах -- до тех пор, пока там не наступит внутренняя стабильность. Это неплохой вариант. Можно предоставить палестинцам возможность создать такого рода независимое государственное образование и подождать, пока мы не убедимся в том, что правительство там может реализовать свои же решения. И уж потом мы будем обсуждать с ними такие деликатные темы, как окончательные границы, статус беженцев и так далее...
-- Ваша партия пенсионеров войдет в новую правящую коалицию?
-- Нам нет смысла уходить в оппозицию. Наша партия заботится о конкретных интересах своих избирателей. Защищать их мы можем только находясь в правительстве. В этом месяце министерство по делам пенсионеров открыло телефонную службу помощи пенсионерам, которая работает и на русском языке.
Беседовал Дмитрий ДУБОВ, Иерусалим