Смена инерционного экспортно-сырьевого сценария экономики на инновационный, как считают в российском правительстве, несмотря на глобальные политические потрясения последних недель с непредсказуемыми последствиями, должна вывести Россию в пятерку ведущих экономик мира уже к 2020 году. Мешает инновационному рывку отсутствие заинтересованности крупных заказчиков и нехватка подготовленных кадров. Этот вывод следует из опроса, подготовленного экспертами федерального государственного учреждения "Аналитический центр при правительстве РФ".
В опросе приняло участие более 400 экспертов, имеющих непосредственное отношение к инновационной деятельности в регионах. Региональные эксперты дали весьма сдержанную оценку инновационному потенциалу своих территорий. Наиболее благоприятные условия для внедрения инновационных технологий, по их мнению, сложились в промышленности и строительстве, а наихудшие -- на транспорте и в малом бизнесе.
Наиболее позитивно оценили инновационный потенциал своего региона респонденты Уральского федерального округа. Напротив, самые осторожные оценки дали эксперты из Южного и Дальневосточного округа. По мнению экспертов, успешная инновационная деятельность предполагает совокупность и взаимосвязь научных, технологических, организационных и кадровых мероприятий. Однако, как подчеркивают исследователи из Аналитического центра при правительстве, во всех регионах отмечена диспропорция развития элементов инновационного потенциала: где-то есть научно-технические возможности, но нет кадровых, а где-то есть организационные, но нет финансовых. Прослеживаются и общие тенденции: во всех округах активно готовятся научно-технические и инженерные кадры, однако инновационного менеджмента и квалифицированных рабочих пока недостает.
Практически во всех регионах респонденты отметили крайне низкий уровень развития производственно-технологической инфраструктуры. Из всех субъектов инновационной деятельности на местах в достаточном количестве имеются только исследовательские и технологические подразделения вузов. Обеспеченность регионов консультационными центрами для малого бизнеса значительно ниже. Что касается технологических инкубаторов, технопарков и учебно-деловых центров, то не более 10% респондентов из каждого округа сочли их количество достаточным для активного развития инновационного процесса, а около трети экспертов сообщили о полном отсутствии в регионах каких-либо элементов современной инновационной структуры.
Ключевой фактор успешного развития инноваций -- финансовый -- также пока оставляет желать лучшего. Во всех регионах инновации внедряются в основном за счет собственных средств организаций, это отметила половина опрошенных. На кредиты и средства заказчиков инновации осуществляют лишь 8% респондентов, на бюджетные деньги -- лишь 5%. Обращает на себя внимание также и крайне незначительное участие инвестиционных фондов в финансировании инновационных проектов. Лишь в Уральском округе доля респондентов, указавших эти фонды в качестве существенного источника финансирования, составила 26%. По остальным округам она не превышает 2--14%, причем половина участников опроса из Южного и Дальневосточного округа сообщили об отсутствии в регионе такого явления, как класс.
Бизнес со своей стороны также не всегда сильно заинтересован в развитии инновационной деятельности. На высокий уровень спроса со стороны крупного бизнеса указала треть всех респондентов, и лишь 15% признались, что заказчиками инновационных разработок выступает малый и средний бизнес.
Достигнутыми результатами внедрения инноваций в целом участники опроса остались недовольны. Единственным более-менее заметным результатом внедрения инноваций респонденты сочли совершенствование продукции и освоение новых технологий. Создание принципиально новых видов продукции и повышение производительности труда как результат инновационных порывов отметила очень незначительная часть опрошенных. И наконец, самым пессимистичным образом эксперты оценили конкурентоспособность российских инновационных товаров и технологий. Более половины опрошенных указали на низкую результативность всех попыток по замещению импорта отечественной инновационной продукцией.