|
|
N°156, 27 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва ставит ШОС перед выбором
Дмитрию Медведеву предстоят непростые дискуссии в Душанбе
Позавчера президент Таджикистана Эмомали Рахмон попросил жителей Душанбе не волноваться, если на следующий день они услышат артиллерийскую канонаду. Он объяснил им, что теперь артиллерийским салютом наций из 21 орудия таджикская столица будет встречать высоких государственных гостей. Честь оказаться первым таким VIP-гостем была представлена вчера вечером председателю КНР Ху Цзиньтао, прибывшему в Душанбе с официальным визитом.
Так в таджикской столице началась серия мероприятий, самым важным из которых станет предстоящий завтра саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В его работе примут участие все главы государств «шанхайской шестерки» -- Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. Кроме того, для участия в мероприятиях саммита в Душанбе прибудут президенты Ирана и Монголии, глава МИД Индии, министр водных ресурсов и энергетики Пакистана. Эти четыре страны имеют статус наблюдателя при ШОС.
В Душанбе приглашен также президент Афганистана Хамид Карзай. Для него участие в работе саммита ШОС стало уже традиционным. «Шанхайцы» не скрывают своего желания видеть Афганистан в качестве полноправного члена ШОС, однако Кабул не спешит вступать в ряды организации. Как считают в столицах «шанхайской шестерки», это вряд ли произойдет до тех пор, пока на территории Афганистана находятся военные контингенты США и НАТО. 29 августа Хамид Карзай примет участие в очередной встрече так называемой персоязычной тройки государств -- Афганистана, Ирана и Таджикистана.
Сегодня начнется программа официального визита в Таджикистан президента России Дмитрия Медведева. Саммит ШОС станет первым крупным международным мероприятием, на котором будет обсуждаться принятое вчера решение России признать независимость Абхазии и Южной Осетии. О том, что ситуация в Южной Осетии окажется одной из тем дискуссий на саммите в Душанбе, стало известно еще вчера утром из сообщений информагентств со ссылкой на официального представителя МИД КНР Цинь Гана. Но данное заявление было сделано еще до того, как стало известно об «абхазско-югоосетинском указе» президента Медведева. Это было понятно из слов китайского дипломата, подчеркнувшего, что «в Пекине надеются на мирное разрешение грузино-югоосетинского конфликта путем диалога и переговоров».
Как стало известно «Времени новостей» из дипломатических источников в Душанбе, вплоть до вчерашнего дня в проекте итоговой Душанбинской декларации саммита ШОС выражалась поддержка действий России по мирному урегулированию конфликта в Южной Осетии на основе шести принципов, разработанных президентами России и Франции. Однако вчера днем ситуация изменилась. И это, по всей видимости, вынудит дипломатов стран ШОС начать новые консультации.
Очевидно, что Москва надеется на поддержку со стороны «шанхайцев», в первую очередь Пекина, своего шага по признанию независимости Сухуми и Цхинвали. О возможности создания подобного российско-китайского альянса уже заговорили с опаской на Западе. Однако, несмотря на кажущуюся заинтересованность Поднебесной в демонстрации подобного антизападного демарша, это вряд ли возможно в Душанбе. Об этом на условиях анонимности заявил «ВН» член российской делегации на саммите ШОС: «Китайцы могут тысячу раз приветствовать решительные действия русских на Кавказе. Но при этом они понимают, что признание легитимности сепаратистских режимов в этом регионе поставит под вопрос жесткую политику Пекина в отношении сепаратистских настроений в Синьцзяне и Тибете, а также направленную против Тайваня идею «одного Китая».
К проявлению солидарности с Москвой по вопросу признания независимости бывших грузинских автономий вряд ли готовы и другие члены ШОС -- Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, являющиеся союзниками России по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ. Скорее всего позиция ОДКБ по этому вопросу будет выявлена не раньше, чем состоится саммит этой организации в Кисловодске, намеченный на 7 сентября.
Пока только Астана на официальном уровне более или менее внятно высказалась в поддержку действий Москвы в Южной Осетии, выразив озабоченность «поспешными и непродуманными» шагами Тбилиси. Что касается других столиц ШОС, то наиболее характерным выражением царящих там настроений можно считать слова Дуйшенкула Чотонова, заместителя лидера пропрезидентской партии «Ата-Мекен», имеющей подавляющее большинство в парламенте Киргизии: «Я боюсь, что после грузино-осетинских событий Киргизстану придется встать на чью-либо сторону, ведь на нашей территории находятся военные базы сразу двух стран -- России и США».
Тем не менее самую активную поддержку Москва получила в эти дни именно из столицы ШОС Душанбе. Правда, не от руководства Таджикистана, а от одного из таджикских сенаторов, известного в прошлом лидера исламо-демократической оппозиции Ходжи Акбара Тураджонзода, заявившего, что «эту войну грузины начали при поддержке и по указанию Запада». Он выразил озабоченность «поведением стран, считающих Россию своим стратегическим партнером и являющихся членами ОДКБ, которые не выразили России свою поддержку в эти трудные минуты».
Война на Кавказе оттеснила на второй план в повестке дня саммита ШОС остальные вопросы, один из которых представлялся еще недавно главной интригой встречи. Речь идет о стремлении Ирана стать полноправным членом ШОС и о той поддержке, которую оказывает Тегерану «братский персоязычный» Душанбе. Выражением этой поддержки станет особо пышно обставленная пресс-конференция президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, которую организуют для него хозяева саммита. Время для мероприятия выбрано самое почетное -- между официальным обедом от имени председательствующего на саммите и гала-концертом с участием артистов стран «шанхайской шестерки». Подобная честь, оказанная иранскому президенту, отчасти должна скрасить ему разочарование, что его прием в ряды «шанхайцев» отодвигается на далекую перспективу -- когда будут разработаны критерии для приема новых членов ШОС. В Душанбе главы государств ШОС одобрят решение о создании рабочей группы для выработки этих критериев. По сведениям «ВН», скорее всего эта работа ляжет на плечи российских дипломатов.
Кроме итоговой декларации и коммюнике на саммите в Душанбе будет утверждено положение о статусе «партнера по диалогу» ШОС. Такой статус даст возможность отдельным странам сотрудничать с «шестеркой» по отдельными направлениям, к примеру в области образования. Заинтересованность в получении такого «партнерского» статуса уже выразили Белоруссия, Непал, Шри-Ланка.
Обсудят в Душанбе и перспективу созыва конференции по Афганистану под эгидой ШОС. Идею ее проведения выдвинул, будучи президентом России, Владимир Путин. Раньше этой инициативе противились в Ташкенте, но на этот раз представители Узбекистана не возражали против «поддержки усилий по подготовке» такой конференции, как зафиксировано в тексте итоговой декларации саммита ШОС.
Если саммит в Душанбе окажется настолько удачным, что никто из его участников не окажется разочарованным, то хозяевам встречи впору даже будет пожалеть о той поспешности, с которой им в последний момент пришлось снимать лозунги и растяжки, развешанные по всей таджикской столице. Там везде приветствовали участников «Шанхайской организации содружества», а вовсе не «сотрудничества». Очевидно, в Душанбе уже смирились с предстоящей неминуемой «утратой» Содружества Независимых Государств и решили сохранить это понятие среди «шанхайцев».
Аркадий ДУБНОВ