|
|
N°155, 26 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Де-факто это все уже наше"
Российские эксперты о признании независимости Южной Осетии и Абхазии
О том, стоит ли президенту России Дмитрию Медведеву откликнуться на обращение депутатов Госдумы и членов Совета Федерации и признать независимость Абхазии и Южной Осетии, представителей российского экспертного сообщества спросила корреспондент «Времени новостей» Наталья РОЖКОВА.
"Лучше держать это признание в кармане"
Алексей МАЛАШЕНКО, член научного совета Московского центра Карнеги:
-- Я считаю, что сейчас признавать официально было бы ошибкой как минимум по двум причинам. Во-первых, надо оставить эту возможность признания как некий политический инструмент в политической игре, которая еще будет продолжаться. Не надо бросать все козыри на стол, это глупо, и тот, кто играет в подкидного дурака таким образом, проигрывает. А во-вторых, не надо дразнить гусей, их много и они уже достаточно раздразнены. Лучше держать это признание в кармане. Сильный аргумент за признание -- в том, что иначе зачем было воевать и поднимать крик на лужайке, чтобы потом в последнюю минуту дать задний ход? Однако, с моей точки зрения, лучше подождать. И так уже считается, что Россия победила. В будущем все будет зависеть от общей ситуации, тем более что Кавказ существует не сам по себе, и неправильно думать, что, решая проблемы на Кавказе, мы не затрагиваем других вопросов. В конце концов нынешняя война началась с НАТО и с Косово. А Косово, как известно, далеко от Кавказа, зато близко к нему Иран. К тому же после войны в Южной Осетии уже ежу понятно, что ни Южная Осетия, ни Абхазия никогда в составе Грузии не будут, если только не будет большой войны -- но много воевать из-за Южной Осетии никто не станет. Фактически независимость очевидна, вся Южная Осетия отстраивается на российские деньги. Так зачем торопиться? Какая разница, когда признать независимость формально, если де-факто это все уже наше.
"Развитие событий оставляет мало возможностей для выбора"
Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда «Политика»:
-- Развитие событий, я думаю, оставляет российскому руководству мало возможностей для выбора. По идее, конечно, можно было бы эту ситуацию сейчас подвесить, и это будет дополнительным аргументом в политическом торге. Но цель России сегодня заключается в том, чтобы обеспечить большую безопасность в этих регионах и не допустить (в том числе и в отношении Абхазии) повторения ситуации, которая сложилась в Южной Осетии, то есть геноцида и убийства миротворцев. К сожалению, наши западные партнеры проводят совершенно другую линию, они опять вооружают Тбилиси и поддерживают Саакашвили с помощью отправки военно-морских сил. В этих условиях не думаю, что у России остается другое решение, кроме как поддержать независимость этих республик и укреплять военные группировки в этих регионах. Тем дальше, тем больше шансов на то, что Дмитрий Медведев согласится с предложениями Госдумы о признании независимости этих анклавов. До начала военных действий еще оставались шансы сохранить территориальную целостность Грузии, сейчас их нет. В этом смысле война многое изменила. Можно ли в связи с признанием Россией этих республик ожидать резкой реакции международного сообщества? Да, это, безусловно, произойдет, если считать международным сообществом 27 стран, которые себя таковым объявили.
"Пока надо поработать над дипломатическим убеждением"
Сергей МАРКЕДОНОВ, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа:
-- Мы стали еще на шаг ближе к признанию Южной Осетии и Абхазии, и никогда так близко мы к этому не подходили. Но, безусловно, сейчас неверно было бы говорить о формально-юридическом признании, чем полон Интернет. Наша юридическая безграмотность меня пугает больше, чем воинственная риторика Саакашвили. Признание Абхазии и Южной Осетии не компетенция Думы, Дума только рекомендует -- нижайше просят государя признать. А государь еще своего слова не сказал. На мой взгляд, мы на сегодняшний день сделали максимум того, что можно. Мы показали, что вопрос о территориальной целостности Грузии находится в подвешенном виде, что мы готовы гарантировать безопасность Южной Осетии и Абхазии -- на этом, я считаю, можно было бы и остановиться. Все проблемы нынешней российской политики именно оттого, что не умеют вовремя остановиться. Выгнали грузин из Южной Осетии -- молодцы, всем пятерки. Но дальше не надо заходить в Гори, говорить, что мы сформируем там местную администрацию, это же явная конфронтация с Западом, которая нам не нужна. Я считаю, что пока надо поработать над дипломатическим убеждением, над возможными союзниками в деле признания этих республик. Пример: Турция признала Турецкую Республику Северного Кипра в 1983 году, а конфликт был в 1974-м. Когда американцы признали независимость Косово? Не в 1999 году! Они сначала имитировали какие-то переговоры, обсуждение. Может быть, это выглядело лицемерно, но создавалось некое ощущение, что вопрос обсуждается. И это американцы, у которых НАТО и Европа вся в союзниках. Я считаю, что в наших интересах успокоить ситуацию, остановить катастрофическое изолирование России. Поставить не точку, а многоточие.
|