Нефтяные котировки в конце минувшей недели были чрезвычайно волатильными. Если в четверг на нью-йоркской бирже произошел резкий скачок цены барреля сорта WTI -- на 5 долл., в результате чего она превысила 120 долл., то к закрытию пятничных торгов цена снизилась на 6,59 долл., до 114,59 долл. Причем снижение оказалось равным 5,8% -- столь резкого падения котировок в течение одной сессии не фиксировалось с конца 2004 года.
Причиной взлета цен на нефть в четверг послужили сообщения о снижении запасов в США, падение курса доллара и ожидания трейдерами подъема на финансовых и товарных рынках. Однако в пятницу картина кардинально изменилась. Доллар вновь стал расти на положительных статистических данных. При этом после двухнедельного простоя заработал нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан -- главный маршрут для поставок каспийской нефти в Европу.
По трубопроводу Баку--Тбилиси--Джейхан в Европу поступает 50 млн тонн каспийской нефти в год.
Он был выведен из строя курдскими сепаратистами накануне военных действий в Южной Осетии. Огонь, охвативший нефтепровод, долго не могли потушить. Однако даже после того, как с пламенем удалось справиться, понадобилось около двух недель для того, чтобы полностью восстановить работу. При этом долгое время существовали опасения, что нефтепроводом будет нельзя пользоваться из-за военных действий на Кавказе, ведь по территории Грузии, развязавшей конфликт с Южной Осетией, проходит 267 км трубы. Поэтому некоторые компании забеспокоились и стали искать другие варианты для транзита нефти в обход горячих точек. Для Азербайджана одним из таких вариантов стало использование трубопровода Баку--Новороссийск, который с момента его открытия в 1997 году на полную мощность практически не использовался. Как рассказывал «Времени новостей» вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, в компанию обратилась Государственная нефтяная компания Азербайджана с просьбой увеличить объем прокачки нефти по этому трубопроводу в два раза, до 166 тыс. тонн в месяц. Подобные проблемы с транзитом каспийской нефти мировые рынки, естественно, не заметить не могли, однако их реакция оказалась более чем сдержанной -- перевешивали факторы, связанные с финансовым кризисом. Теперь же стабилизация ситуации на Кавказе и запуск трубопровода Баку--Тбилиси--Джейхан сыграли на серьезное понижение цены.
Кроме того, как отмечают аналитики, в пятницу на нефтяные цены повлияла публикация исследований, в которых говорится о том, что многие американцы не планируют в ближайшие выходные, когда в США отмечается День труда, пользоваться своими легковыми автомобилями для дальних поездок: их отпугивают слишком высокие цены на бензин.
Еще одним важным фактором падением котировок стали сообщения о том, что объем поставок нефти странами ОПЕК увеличится в августе на 450 тыс. баррелей в сутки. Это станет возможным благодаря Анголе и Ирану, пообещавшим увеличить добычу.