Авиакомпания «Красэйр» и возглавляемый ею авиационный альянс AiRUnion получили вчера отсрочку по оплате долгов за топливо и возможность развезти по пунктам назначения своих пассажиров, скопившихся в московском аэропорту Домодедово и в других городах. Однако, одновременно авиационные власти наложили ограничения на продажу услуг этих авиакомпаний в зимнем сезоне, который в гражданской авиации начинается уже в сентябре. Глава Росавиации Евгений Бачурин вчера заявил, что произошедшее с AiRUnion может быть предвестником подобных проблем у других российских авиакомпаний.
К утру четверга «Красэйр» и союзники по альянсу - компании «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс" - задержали более 20 своих рейсов в Домодедово, более 10 - в Красноярске и еще несколько в других городах. Топливные компании, которым члены альянса совместно задолжали около миллиарда долларов, не хотели заправлять эти самолеты примерно до середины дня по московскому времени. В 17.00 пресс-служба "Красэйр" сообщила о вылете первого из числа задержанных самолетов этой компании - на Ираклион (о. Крит). Затем борта стали уходить один за другим. Полностью «разобрать» авиатранспортную пробку в Домодедово AiRUnion намеревался в течение текущих суток.
Неуступчивость заправщиков сменилась духом сотрудничества под влиянием нескольких обстоятельств. Госкорпорация "Ростехнологии", которой, согласно указу президента России,
в ближайшие недели должны быть переданы государственные пакеты акций компаний-членов AiRUnion, согласилась гарантировать обеспечение топливом рейсов альянса.
Как сообщил вчера глава Росавиации Евгений Бачурин, альянсу было выделено 3,6 тысяч тонн авиатоплива. 500 тонн одолжила из своих запасов в Домодедово авиакомпания «Трансаэро». Как сообщил газете «Время новостей» замгендиректороа «Трансаэро» Сергей Быхал, она также согласилась выполнить перевозку пассажиров "Красэйр" своими бортами -- на тех направлениях, где маршрутная сеть двух компаний совпадает. Такую же помощь AiRUnion и ее измученным ожиданием клиентам предложила авиакомпания «Сибирь». Эти перевозки выполняются, естественно, не совсем на альтруистической основе, а за счет компании, первоначально продавшей перевозку, в данном случае "Красэйр" и ее партнеров по альянсу. Как бы то ни было, это серьезно способствует «разбору затора».
Впрочем, глава Росавиации Евгений Бачурин вчера не скрывал, что «отсрочка от расплаты», полученная AiRUnion, не продолжительна. Он лишь сказал, что керосина, полученного альянсом, достаточно «для спокойной работы на выходные». Накануне Росавиация сформировала специальный штаб для разрешения ситуации. Наверняка одним из главных вопросов, которые там обсуждались, была проблема возвращения школьников с курортов к началу учебного года. Но в дальнейшем Росавиация не исключает самого пессимистического сценария. «Мы готовимся к худшему -- к тому, что авиакомпании альянса AiRUnion не смогут осуществлять перевозки», -- заявил вчера г-н Бачурин. Он сообщил, что вчера его ведомство ввело ограничения на продажу перевозок альянса в зимнем сезоне (то есть начиная с конца сентября). «Мы не можем допустить, чтобы деньгами от зимней программы закрывались текущие дыры», -- сказал он.
Г-н Бачурин подвел предварительные итоги транспортного коллапса последних трех дней. По его данным, в результате задержек не смогли во время вылететь более 3,5 тысячи пассажиров. "Около 2,5 тысячи человек ожидало вылета в Москве и порядка тысячи пассажиров - в других точках", -- сказал глава Росавиации.
Он также высказал мнение, что происшедшее с альянсом AiRUnion может повториться с другими отечественными авиакомпаниями, которые точно так же страдают от беспрецедентного роста стоимости авиакеросина, только, возможно, имеют чуть-чуть больший запас финансовой прочности. Он не сообщил, какие перевозчики кажутся ему потенциально проблемными, но намекнул, что проблем стоит ожидать с Востока. "Есть отдельные сигналы от Дальнего Востока, которые нас очень тревожат", - сказал г-н Бачурин.