|
|
N°153, 22 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бывает все на свете хорошо
В прокат выходит романтическая комедия «Плюс один»
Фильмы Оксаны Бычковой нравятся тем, кому от кино хочется погружения в какую-то иную жизнь, похожую на реальную, но все же устроенную как-то иначе, более правильно. Такую, которую описывали милые женские повести в журнале «Юность» в те времена, когда интеллигентные женщины еще не знали романов Донцовой, а услаждали душу прозой молодой Дины Рубиной.
«Питер FM» неожиданно для специалистов кинорынка оказался востребован зрителями разного возраста, заняв ту нишу, на которую претендовала куда более амбициозная «Прогулка» Алексея Учителя: легкоусвояемого, полезного продукта, от которого хорошо себя чувствуешь. Непонятно почему. На самом деле все объяснимо -- в картине мир подчиняется гармонии, что заложено уже в сюжете: герои скользят навстречу друг другу, промахиваются, но мы не сомневаемся, что в этой вселенной параллельные прямые сходятся, потому что так -- хорошо. А раз хорошо, то и сбудется. Наивная эта вера многих поддерживает.
Второй фильм Бычковой «Плюс один» тоже об этом. Такая девичья мечта: чтобы все как-нибудь повернулось к лучшему, чтобы дурнушка стала красавицей, а если не станет, то чтобы и дурнушкой стало бы быть хорошо.
В общем, там герои -- дурнушка-нелюдимка и обаятельный весельчак -- сначала встречаются, а потом расходятся... Чтобы скользить параллельно. Каждый к своему счастью, которое уж конечно их ждет. И переводчицу, поначалу брезгливо отказывающуюся от приключений, а в конце понимающую, что в них есть свой прекрасный смысл. И артиста-кукольника из Британии, легкомысленного провокатора, получившего урок того, как важно быть серьезным.
Впрочем, вот уж что неважно в этом фильме, так это сюжет. Его и нет почти, то есть будто намечается история, вот уже почти началась, вот уже почти развивается, а тут бац и нет. Кончилась история, началось настроение. Такое приятное, устойчивое и расслабляющее.
Конечно, в разговоре об этом фильме не обойтись без похвал актерам, исполнителям главных ролей. Мадлен Джабраилова из театра Петра Фоменко переиграла на сцене множество интересных женщин, и чаще всего ей достаются так называемые характерные роли. То есть такие, где существо актера скрыто за всякими приспособлениями -- походкой, ужимками, говорком, гримаской... И тут тоже -- актрисе интересно создавать роль из мелких деталей: такой легкой косолапости, неуклюжести, заторможенности. И все, надо отдать должное, плотно так подогнано, иголочку между образом и самой Мадлен не протиснуть, как говорили в старину хорошие актеры... Но все же, как ни странно, первой скрипкой в этом дуэте оказался ее партнер. Который далеко не так опытен и мастеровит. Зато у него есть такое странное качество -- киногения. Ударение на последнем слоге.
Джетро Скиннер получил за эту роль приз «Кинотавра». Что, на мой взгляд, правильно. И не потому, что это выдающаяся актерская работа -- нормальная профессиональная работа, без особых достижений. Но в контексте нашего кино выделить именно эту роль было очень предусмотрительно.
Нехватки с мужскими героями у нас в кино вроде бы нет. Красивые, мужественные, загорелые юноши заполняют экраны в количестве обратно пропорциональном их наличию по эту сторону экрана. Правильные черты, твердые подбородки, прямой взгляд и косая сажень в плечах... Характер нордический, стойкий.
На этом фоне герой Скиннера оказывается совершенно поперек правил: хлипкий, неэффектный, профессия дурацкая, не мужская. Кривляется все время, в разных носках ходит, с куклой вслух разговаривает -- псих. И все-таки оказывается и обаятельным -- по-мужски. То есть вызывает симпатию и у девочек, и у тетенек. Которым приятно его видеть, ему сочувствовать и вполне охотно представлять себя на месте героини. И очень мудро было отметить актера, который показывает населению, что можно быть привлекательным и без мачизма, без накачанных плеч и револьвера под мышкой. Мирным способом, через умственные упражнения, иронию, лукавство. Артистизм, наконец, -- вот этого качества у наших героев, заботливо отобранных на кастингах, дабы привлечь в кино молодых девушек, как правило, маловато. А оно очень-очень важно для таких симпатичных, легких, незатейливых, но и не бессмысленных картин, как «Плюс один».
Алена СОЛНЦЕВА