|
|
N°153, 22 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не доплыл до пьедестала
Российский фаворит 10-километрового марафона был дисквалифицирован
В мужском марафонском заплыве (дистанция 10 км на открытой воде) россияне остались без олимпийских медалей. Двукратный бронзовый призер чемпионатов мира в этом виде программы Евгений Дратцев финишировал пятым. Главный претендент на «золото» пекинских Игр трехкратный чемпион мира на «десятке» Владимир Дятчин был дисквалифицирован.
Олимпийским чемпионом в виде спорта, впервые включенном в программу летних Игр, стал Маартен ван дер Вейден из Нидерландов. Следом за ним с минимальным разрывом финишировали англичанин Дэвид Дэвис и немец Томас Лурц. Имя 27-летнего пловца из Нидерландов довольно известно в марафонском плавании. Он участвовал в пяти чемпионатах мира и свой лучший результат на 10 км показал в этом году, став четвертым в Севилье. Там, же в Испании, на дистанции 25 км ван дер Вейден завоевал золотую медаль.
23-летний англичанин Дэвид Дэвис приехал в Пекин в ранге серебряного призера мирового первенства. В плавание на открытой воде Дэвис пришел, как говорят марафонцы, из бассейна. И до сих пор успешно совмещает эти два вида. На Олимпиаде в Афинах Дэвис был третьим на 1500 м. Дважды завоевывал «бронзу» на этой дистанции на чемпионатах мира (2005, 2007). В этом сезоне был вторым на «полуторке» на чемпионате Европы и чемпионате мира на короткой воде.
Что же касается Томаса Лурца, который заработал «бронзу» нынешней Олимпиады, то 29-летний немецкий пловец, шестикратный чемпион мира, не нуждается в представлении. С 2002 года на чемпионатах мира на открытой воде он стабильно входил в тройку призеров. Четырежды завоевывал этот титул на 5 км и дважды на «десятке».
Чтобы преодолеть дистанцию 10 км, 25 пловцам, вышедшим на старт олимпийского гребного канала, надо было проплыть четыре круга. Мужской заплыв в отличие от женского, состоявшегося днем ранее, проходил под проливным дождем. Ветер гнал волну, дождь то моросил, то лил как из ведра, так что на этот раз условия искусственного канала уже не были похожи на «тепличные», как в бассейне. Но как раз именно эти обстоятельства, по словам тренеров российской сборной, давали преимущество нашим пловцам. Однако развязка финала оказалась более чем неожиданной: ни один из двух россиян не попал в число призеров. Кстати, в этом виде плавания Россия была представлена двумя спортсменами, пробившимися на Олимпиаду по итогам отбора на чемпионате мира. Другие страны представляли по одному пловцу.
Почти всю дистанцию россияне держались в лидирующей группе, которую возглавлял Дэвис. Но расстояния между пловцами были минимальными. Вырваться вперед, уйти в отрыв никто не рискнул. Специфика марафонского плавания такова, что многое, если не все, решается на финише. У россиянина финиш был самый быстрый. Фамилия Дятчина мелькала то на пятой, то на второй строчке табло, установленного на стадионе. Но вдруг она исчезла вовсе. После завершения заплыва в пресс-центре появился официальный пресс-релиз, что Дятчин был дисквалифицирован за неспортивное поведение.
К ожидавшим его журналистам пловец не подошел. Как рассказала потом тренер спортсмена Лидия Власевская, все случившееся здесь стало для ее ученика настоящим шоком. На вопрос, что вы сказали ему, Власевская ответила: «Что говорить? На нем лица нет. Чуть не плачет. Его единственного дисквалифицировали. И непонятно, за что?»
Главный тренер российских марафонцев Дмитрий Белов тоже не понимал, что случилось. «А что я мог заметить с трибуны, с 50-метрового расстояния? Дятчина с самого старта все «пасли». Он чемпион мира, сильнейший. Он у всех этих ребят выигрывал на финише. Если бы он сумел сохранить свою позицию в лидирующей группе, то обязательно выиграл бы», -- прокомментировал Белов.
«Для меня это, конечно, удар, -- пояснила Власевская. -- Плюс эта дисквалификация. Ему до финиша метров 600 оставалось. Володя находился в самом уязвимом месте, в серединке, и хотел выплыть из кучи. Но ни влево, ни вправо не мог двинуться. Володю по всей дистанции зажимали, так же как и Ларису вчера две бразильянки. Видимо, по кому-то он проплыл. И ему сразу показали номер, красный флаг. Если бы это был не пловец из России, может, судьи и не обратили бы внимания».
Для тренера Дятчина не стали неожиданностью медали голландца и англичанина. Судя по выступлению этих двух пловцов на недавнем чемпионате мира в Севилье, она была уверена, что в число олимпийских призеров попадут именно они.
«На мой взгляд, Лурц выглядел слабее этих двух. Но и его не стоило сбрасывать со счетов. И потому перед Олимпиадой мы проделали огромную работу, -- рассказала Власевская. -- Когда мы приехали на последний сбор на Круглое, то Володя был готов как никогда. Все мои наработки выполнил, все виды тренировок выполнены на высшем уровне. Но буквально через неделю после того, как мы заехали на Круглое, Володя отравился. Что стало причиной тому -- пища, грязная посуда, его халатность, я не могу сказать. Но отравился-то не только он. Такая же история произошла еще с 12 нашими пловцами. Но все почему-то молчат об этом. Я знаю, что в числе тех, кто заболел, были и Слуднов, и Ефимова... У доктора нашего спросите, как их восстанавливали. Пришлось капельницы ставить. Неделя пропала. А здесь, в Китае, адаптация началась. Какой смысл тренировочную работу делать? А потом, каковы последствия отравления? Происходит обезвоживание. Из организма выводятся микроэлементы. Спадают мышцы. Трогаешь трицепс, он даже на ощупь не такой. Потому Володе и не хватило сил на ускорение. Сказал, что ничего не смог сделать. И дело тут не в характере. Он трудяга, спортсмен, который никогда не ловчит. Боец. Но, видно, не судьба. Сейчас весь вопрос в том, что будет дальше, сможет ли он выдержать следующий олимпийский цикл. У меня был сильный пловец Кошкаров. И за два месяца до отбора на Игры он пришел и сказал: «Все, я больше не могу, сломался». У каждого свой потолок. Но я надеюсь, что с Володей будет иначе».
Ольга ЕРМОЛИНА, Пекин