|
|
N°153, 22 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не замкнуло
Программа короткометражной анимации в кинотеатре «35 ММ»
С 21 августа в течение двух недель в малом зале кинотеатра «35 ММ» по два сеанса в день показывают программу мультфильмов «Короткое замыкание». Подготовили ее организаторы фестиваля экспериментальной анимации и медиаискусства Linoleum, в течение последнего года показывавшие в том же кинотеатре сборные программы "Жара в городе" и "Остановка дыхания". Как прежде, так и сейчас, экспериментального в программе, составленной «Линолеумом», немного, скорее заметен интерес к уже известным компьютерным технологиям. Но рекомендовать ее всем любителям компьютерной анимации все равно невозможно. И не потому, что есть в ней что-то сложное и не каждому доступное, а потому, что составлена она весьма неровно и бестолково, а фильмов, которые действительно стоит увидеть, маловато. Впрочем, если вам не жаль потратить час с небольшим ради того, чтобы среди прочего посмотреть пару коротких фильмов, уже вовсю собирающих фестивальные призы, расскажу, что вам предстоит.
Во-первых, «Кукла Берни» француза Янна Джей и «Морана» хорвата Симона Богоевича-Нарата -- трехмерные антиутопии, оба отмеченные специальным упоминанием на последнем фестивале в Аннеси. Герой первой картины -- большеголовый Берни, работающий на конвейере «маленький человек» страшного урбанистического мира. Лязгающий, грязный, черно-белый бездушный мир всегда особенно хорошо удается художникам, работающим с трехмерной анимацией. Что касается людей и самой истории, то тут все выглядит куда вторичнее: Берни одинок, отказывая себе во всем, он покупает на телераспродаже живое тело женщины, потом докупает к нему руки и ноги, а когда раскошеливается и на голову, укомплектованная девица убегает от него. «Морана» -- история менее внятная, но тоже не поражающая воображение оригинальностью. Тут перекликаются и пересекаются два мира. С одной стороны некий древний мир, герой которого весь в боевой раскраске куда-то бежит, сопровождаемый толпами монструозных двуногих животных, и в частности двуногой летающей собачкой (видимо, в связи с этим фильм и получил название -- по имени славянской богини зла и смерти). А с другой стороны катастрофический, с непрекращающейся войной мир будущего, где тот же герой предстает в виде испуганного и бегущего неведомо куда клерка.
Занятной можно счесть и «Конечную остановку» канадца Тревора Кэвуда, где каждого человека, снятого в технике игрового кино, молчаливо сопровождает какое-нибудь громадное существо вроде статуи, гигантского колеса или афишной тумбы. Герой фильма сходит с ума и попадает под автобус от постоянного присутствия своего соглядатая, похожего на фигуру из бетонных цилиндров. Ну а монстр тут же переходит к кому-то следующему.
Дальше в программе будут не слишком выразительные клипы, обрывочные заставки, абстрактное компьютерное рисование с сентиментальным текстом от имени девочки, умершей от лейкемии, превращения барочной росписи и снятый фотоспособом японо-канадско-американский сюжет, где главное -- цветы и фигуры, получающиеся из фиксации мелькающего яркого света. Огромные возможности, которые предоставляет цифровая анимация, фильмы из программы «Короткое замыкание» используют так неизобретательно, что поневоле думаешь: скорее бы уже закончились бессюжетные картины с их пластической невнятицей и унылыми превращениями форм и началась какая-нибудь история, хоть самая заурядная. (В этом, надо сказать, виновато и не очень хорошее качество проекции, гасящее краски и смазывающее фактуру, что для фильмов, ставящих на чистую изобразительность, смерти подобно.)
Впрочем, если вы стойкий фанат современной анимации и готовы на лишения, лишь бы быть в курсе ее сегодняшней жизни, сходите на «Короткое замыкание», других возможностей увидеть свежие иностранные короткометражки сейчас в Москве все равно нет. Ну а в октябре организаторы «Линолеума» обещают большой фестиваль, и на нем, будем надеяться, анимация будет выглядеть лучше.
Дина ГОДЕР