|
|
N°51, 25 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На западном фронте без перемен
«Газпром» выдвинул ультиматум литовским властям
Несправедливое, по мнению «Газпрома», отношение к нему литовских властей в истории с приватизацией национальной газотранспортной компании Lietuvos dujo получило конкретный ответ. Газета Lietuvos rytas в конце минувшей недели опубликовала выдержки из письма зампреда правления «Газпрома» Александра Рязанова литовскому министру хозяйства Пятрасу Чесне, в котором российский концерн настаивает на изменении порядка приватизации. «Важнейшие условия приватизации Lietuvos dujos не создают для других покупателей равных условий для покупки акций предприятия. Прежде всего это связано с тем, что государство и стратегический инвестор подписывают акционерный договор, к которому должен присоединиться и поставщик газа. «Газпром» не может согласиться с таким порядком подписания акционерного договора. Договор должен быть подписан всеми участниками одновременно на заранее согласованных условиях», -- пишет г-н Рязанов.
Напомним, с какими «важнейшими условиями» не может согласиться «Газпром». Приватизация Lietuvos dujos проводится в два этапа. На первом пакет в 34% акций продается «стратегическому инвестору», которым по условиям конкурса «Газпром» быть не может. На втором этапе точно такой же пакет предполагается продать «поставщику газа», которым как раз и является «Газпром». Фокус в том, что стартовая цена при продаже второго пакета будет установлена исходя из суммы, которую заплатит победитель первого аукциона. Первоначальные условия были еще более дискриминационными по отношению к российскому участнику (ему предлагалось продать 25% акций, в то время как иностранному инвестору 34%), но «Газпрому» при мощной поддержке российского правительства удалось убедить литовцев их изменить.
Результаты первого этапа уже почти известны: в нем принял участие лишь консорциум немецких компаний Ruhrgas и E.ON. К 2 апреля литовское правительство и инвесторы должны согласовать условия сделки, после чего власти примут окончательное решение о продаже. В число обсуждаемых вопросов входит, видимо, и цена пакета. Месяц назад литовцы объявили, что рассчитывают получить за 34% Lietuvos dujos 230 млн литов (58 млн долл.). Сумма, которую готовы заплатить немцы, неизвестна. В литовской прессе называлась цифра 150 млн литов, однако затем она была официально опровергнута. Так или иначе, но к лету должен быть завершен первый и объявлен второй этап. Следовательно, литовцы ставят «Газпром» перед необходимостью заплатить за второй 34-процентный пакет не менее 58 млн долл.
Каковы сейчас возможности российского концерна по подобным инвестициям, наглядно продемонстрировал конфуз с покупкой 49% акций словацкой газотранспортной компании SPP. «Газпром» в консорциуме с Ruhrgas и Gaz de France выиграл конкурс, но попросил двухлетнюю рассрочку для оплаты своей доли. И хотя стоимость словацкой компании несравнимо выше (альянс заплатил 2,7 млрд долл.), возможности «Газпрома» сейчас не предполагают инвестиционной экспансии.
Последние три месяца «Газпром», очевидно, раздумывал, чем ответить литовским властям, позицию которых трудно объяснить чем-нибудь, кроме политической ксенофобии. И вот ответ найден. Помимо жесткой риторики Александр Рязанов пишет, что Литва может проститься с планами пополнить свои доходы за счет увеличения транзита российского газа на Запад. В Lietuvos dujos уже подсчитали, что дополнительный транзит может приносить в литовскую казну лишние 160 млн литов (порядка 40 млн долл.) ежегодно. Но, как утверждает Lietuvos rytas, г-н Рязанов пишет Пятрасу Чесне: «В отношении транзита газа в Западную Европу можно сказать, что возможностей совместной работы «Газпром» в ближайшее время не намечает».
Одновременно «Газпром» решил продемонстрировать на практике, что означает его статус поставщика. Начальник отдела учета и торговли газом компании Lietuvos dujos Мартинас Бартис сообщил агентству BNS, что «Газпром» отказал Lietuvos dujos в дополнительных поставках газа во втором квартале 2002 года. В первом квартале проблем не возникло: «Газпром» дополнительно продал Литве 30 млн кубометров газа сверх запланированных 192 млн кубометров. Но на просьбу поставить дополнительные 27 млн кубометров во втором квартале (к основным 73 млн кубометров) «Газпром» ответил, что квоты на апрель--июнь уже распределены и договоры подписаны.
Пока трудно оценить, насколько оправданной может быть подобная воинственная стратегия. Жесткие методы, которыми «Газпром» привык работать со своими российскими контрагентами, могут не сработать в отношении Литвы, тем более что ситуация уже достигла стадии «после драки». Скорее всего газовому монополисту придется вновь лоббировать свои интересы через политические каналы.
Андрей ДЕНИСОВ