|
|
N°152, 21 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бувайса Сайтиев: В Лондоне меня не будет
Российский борец вольного стиля Бувайса Сайтиев стал трехкратным олимпийским чемпионом, повторив рекорды легендарного «вольника» Александра Медведя и знаменитого «классика» Александра Карелина. После того как закончилась финальная схватка на олимпийском турнире в весовой категории до 74 кг, Бувайса САЙТИЕВ расстелил российский флаг на борцовском ковре и, поблагодарив болельщиков, с золотой медалью на груди вышел к журналистам.
-- Ваши впечатления от финальной схватки?
-- Финальная схватка была самой сложной, она продолжалась три периода. До этого во всех предыдущих поединках я укладывался в два, а однажды даже выиграл за один период. В финале я не настраивался на такую ожесточенную борьбу. Думал, что выиграю легче. Но в первом периоде со своего же захвата недобрал балл. Отдал сопернику. Потом во втором восстановил равновесие и в третьем все расставил по местам.
Пожалуй, главную роль в этом сыграл мой настрой, традиции советской школы вольной борьбы. Мне всегда говорили, что перед схваткой надо быть готовым к тому, что может случиться все, что угодно. Может оказаться, что соперник гораздо сильнее, чем ты рассчитывал, что ты выйдешь, и тебе сломают палец или выбьют ребро. Иными словами, исход мог быть любым, поэтому для меня не стал шоком проигрыш в первом периоде. Я боролся до конца и знал, что выиграю.
Но если говорить начистоту, то по качеству борьбы я отборолся на троечку. Это считается плохой оценкой в школе, «удовлетворительно» называется. Правда, характер показал. Собрался. Борьба была некачественная, но воля, характер были продемонстрированы на высоком уровне, и это принесло свои плоды.
-- Вы охарактеризовали свою борьбу словом «некачественная». Почему?
-- А современная борьба и не может быть качественной. В течение двух с половиной часов мы проводим четыре схватки. О каком качестве может идти речь? Мы боремся на износ. Кто выдержит, тот выдержит. Это больше похоже на собачьи бои. Борцов поставили в такие жесткие условия, что мы не способны показывать качество. Техничные борцы не выдерживают такого накала. То ли дело было раньше, когда мы боролись по две схватки в день. Готовились, выходили, показывали свое мастерство. После поединков был запас энергии. Сейчас же этого нет. Борьба стала некачественной, но имеет место проявление воли, характера, спортивного духа.
-- Эта Олимпиада стала четвертой для вас. Чувствовали себя ветераном?
-- Несмотря на то что я был самый старший в этой весовой категории, исходя из своего опыта могу сказать, что функционально был готов лучше всех своих соперников. Да, четыре года назад, а тем более 12 лет назад я был свежее, чем сегодня. Но на этих Играх я был в хорошей спортивной форме. Никогда себя так хорошо не чувствовал и практически весь последний год пребывал в хорошем состоянии.
-- Чему вы научились на этой Олимпиаде?
-- Анализировать свое выступление в такие сжатые сроки сложно. Мало информации. Буду общаться с другими, слушать, делать выводы.
Единственное, что могу сказать, мне очень понравилась Олимпийская деревня. То, как организованы эти Игры. На самом деле, я восхищаюсь трудолюбием китайцев. Нам надо этому учиться у них.
-- Чем займетесь в ближайшее время?
-- Поеду домой. Меня ждут тысячи отложенных дел. Появилась возможность не думать, что я должен сделать на следующей неделе, через месяц. Буду делать то, что хочу. Семья, рыбалка, охота, отдых.
-- А серьезные планы?
-- У меня была серьезная цель -- выиграть Олимпиаду, и я этого добился. Понимаете, когда поднимаешься на гору, то самое неприятное, если тебе кто-то начинает говорить о следующей горе.
-- На Олимпиаде в Лондоне мы увидим вас?
-- Я представляю очень серьезную команду -- сборную России по вольной борьбе. И думаю, что таким возрастным спортсменам, как я, через четыре года, наверное, невозможно будет пробиться в сборную. И скорее всего мой ответ -- нет, в Лондоне меня не будет. А за другую страну я не хочу выступать.
-- Как вы думаете, ваши дети могут выиграть три Олимпиады?
-- Могут. Но они еще маленькие.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА, Пекин