В Южной Осетии отменили чрезвычайное положение, а в Москве подвели предварительные итоги расследования геноцида осетин
Вчера президент Южной Осетии Эдуард Кокойты подписал указ об отмене
чрезвычайного положения в республике. По словам председателя комитета по информации и печати Ирины Гаглоевой, это было сделано «в связи со стабилизацией обстановки в республике и улучшением криминогенной ситуации», а также по причине «отсутствия угрозы для жителей республики». А в Москве вчера представители Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) рассказали о ходе расследования уголовных дел об убийстве российских миротворцев и мирных граждан в Южной Осетии. С точностью до солдата посчитавшие количество нападавших на республику войск и досконально выяснившие, кто и какое оружие им поставлял, следователи так и не смогли ответить на вопрос -- сколько человек погибло за те два страшных дня 8--9 августа. До сих пор СКП точно удалось установить смерть 52 российских миротворцев и 133 мирных граждан. Раньше власти Южной Осетии говорили о гибели свыше полутора тысяч человек. Вчера российские следователи заявили, что в поисках остальных захоронений им потребуются помощь жителей непризнанной республики. При этом вскрыть могилы, большей частью расположенные во дворах и садах, могут только собственники домов -- жители республики, которые теперь превратились в беженцев. Пока же Россия передала в Международный уголовный суд (МУС) в Гааге первые заявления пострадавших граждан с просьбой о привлечении к ответственности грузинского руководства за совершение международных преступлений на территории Южной Осетии. Грузия также обратилась туда с предложением «информации и сотрудничества», но пока прокурор суда Луис Морено-Окампо занял выжидательную позицию заявив, что «тщательно рассматривает» всю информацию, касающуюся обвинений в военных преступлениях.
Если количество подтвержденных смертей, по предварительным данным, исчисляется пока десятками, то количество потерпевших по уголовному делу о геноциде, расследуемому СКП, увеличилось в два раза -- с 2 до 4 тыс. человек. Это и погибшие, и раненые, и потерявшие своих близких или свое имущество. Как рассказал вчера зампредседателя СКП Борис Салмаксов, свою работу следствие начало в Цхинвали еще днем 8 августа (в это время там вовсю еще шли уличные бои) и за это время «проделало серьезную работу». Основная ее часть -- фиксация следов разрушений в городе. Проведено 600 осмотров разрушенных зданий, назначено более 950 экспертиз. Изъято более 5 тыс. различных предметов и документов, которые уже приобщены к уголовному делу, -- осколки снарядов, паспорта, удостоверения военных и т.д. Обнаружены доказательства применения грузинской стороной систем залпового огня «Град», стрельба из которых в нарушении международных договоренностей велась по жилым кварталам города. Собственно, разыскивать эти доказательства особо и не надо было, вся центральная часть города практически покрыта слоем стекла и осколков снарядов этих самых «Градов», достаточно наклониться и подобрать. На некоторых не разорвавшихся даже сохранялись заводские номера, что позволит элементарно определить принадлежность боеприпасов.
Кроме того, «следователи зафиксировали и факты вандализма =- умышленного уничтожения и повреждения памятников культуры, уничтожения и осквернения мест захоронений и надмогильных памятников». В частности, речь в данном случае идет о мемориальном кладбище во дворе школы №5, где были похоронены погибшие в ходе конфликта между Грузией и Южной Осетией в 1991 году. Правда, здесь у следствия получилась небольшая накладка. По данным СКП, кладбище полностью уничтожено заехавшим туда танком. Фактически же пострадали четыре могилы, находившиеся у выбитой секции забора.
Обнародовал вчера СКП и показания пленных -- задержанных грузинских солдат. По их словам, на захват города Грузия направила 500 спецназовцев минобороны и бригаду регулярных войск при поддержке 60 танков, 70 гаубиц и другой техники. Задача, поставленная военным, звучала просто: «Освободить территорию от осетин». По словам руководителя военного следственного управления СКП Дмитрия Шалькова, значительная часть техники и материальных ресурсов, брошенных на это дело, была получена Грузией от третьих стран. В доказательство журналистам демонстрировались фотографии американских винтовок и захваченной техники. Показали вчера общественности спутниковые снимки и карты Цхинвали, не без помощи которых в первые же часы обстрела прицельным огнем были разрушены посты миротворцев и укрепления ополченцев. Комментируя их, представитель военного следствия добавил, что у Грузии нет спутниковой группировки, способной сделать такие фотографии. Вероятно, имелось в виду, что Грузии в этом помогла какая-то космическая держава.
Если следователи сообщили, что ко вчерашнему дню собраны документальные свидетельства о гибели 133 человек из числа мирного населения и 52 миротворцев (что в разы меньше тех цифр, что озвучивались официальным руководством республики с первых дней конфликта), то вчера же на заседании чрезвычайной комиссии по ликвидации последствий грузинской агрессии в Цхинвали было уточнено, что в ходе нападения Грузии на Южную Осетию погибли 1492 человека. Разницу в данных и представители СКП, и власти непризнанной республики объясняют одинаково: тела погибших хоронили прямо в садах и дворах частных домов. «Никто специальные холмики не делал. Пояснить, кто там лежит, могут только беженцы, но они еще не все допрошены», -- сказал Салмаксов. Из его слов следовало, что подсчитывать погибших придется местным властям. «Сколько их? Возможно, цифра, которая есть, придет со временем», -- предположил он. Означает ли это, что следствие по убийству российских граждан остановится на достигнутом или будет ожидать, когда занятые восстановлением города власти Южной Осетии раскопают эти частные захоронения, осталось неясным.
Вопросы о том, в какой суд будут переданы материалы расследования по его окончании и кто сядет на скамью подсудимых, представители СКП вчера проигнорировали. Что касается квалификации произошедшего в Южной Осетии как геноцид осетин, то следователи в доказательство привели показания двух очевидцев. В одном случае рассказывали о гибели женщины с двумя детьми, а в другом о том, что грузинские военные специально искали среди жителей Цхинвали и деревень молодых ребят, осетин по национальности.
Был геноцид или нет, разбираться придется, видимо, международным судебным инстанциям. Вчера прокурор Международного уголовного суда (МУС) Луис Морено-Окампо заявил, что анализирует ситуацию в Грузии. Его сотрудники в пределах своей юрисдикции «тщательно рассматривает» всю информацию, касающуюся обвинений в военных преступлениях, преступлениях против человечности, в геноциде, а также нападениях на гражданских лиц. По словам Морено-Окампо, представитель грузинского правительства уже встречался с сотрудниками офиса прокурора МУС, «чтобы предложить информацию и сотрудничество». Российская Федерация также вышла на представителей МУС. Во вторник сотрудники российского посольства в Гааге, где расположена штаб-квартира МУС, передали в секретариат суда обращения граждан России с просьбой о привлечении к ответственности грузинского руководства за совершение международных преступлений на территории Южной Осетии. Переданные бумаги -- только первая партия документов. У здания прокуратуры в Южной Осетии стояли очереди из тех, кто хотел знать, как правильно заполнять документы в международные судебные инстанции. По словам первого заместителя генерального прокурора Южной Осетии Эльдара Кокоева, за неполные два дня работы прокуратуры только в Цхинвали было подано более 200 заявлений, а подобные обращения люди писали еще и в лагерях беженцев, разбросанных практически по всему югу России.