|
|
N°152, 21 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Преемник «кормчего»
Хуа Гофэн помог Китаю найти путь реформ
Вчера китайское информагентство Синьхуа сообщило о кончине «испытанного верного коммунистического борца, пролетарского революционера» Хуа Гофэна (на снимке), ушедшего из жизни в возрасте 87 лет. В истории Китая он останется как «мудрый председатель Хуа», которого в апреле 1976 года назначил своим преемником Мао Цзэдун. Стареющий «кормчий» якобы сказал Хуа: «Если дело в твоих руках, я спокоен». После смерти Мао в сентябре 1976 года Хуа Гофэн стал председателем ЦК Компартии Китая.
Революционер родился в 1921 году в бедной семье в провинции Хунань, его звали Су Чжу. В годы японской агрессии против Китая он присоединился к коммунистам и взял себе новое звонкое имя -- сокращение от «китайский авангард сопротивления Японии и спасения страны». После образования КНР в 1949 году Хуа был руководителем в родной Хунани -- провинции, где родился и вождь Мао Цзэдун.
«Кормчий» был к нему расположен и после загадочной гибели в 1971 году официального преемника Линь Бяо, которого объявили главой "заговора" против Мао, начал готовить к этой роли Хуа Гофэна. Еще при жизни Мао в начале 1976 года он занял пост премьера, освободившийся после кончины Чжоу Эньлая.
Правление Хуа Гофэна было недолгим. После его прихода к власти была арестована «банда четырех» -- сподвижники Мао, причастные к развязыванию «культурной революции». В докладе на XI съезде КПК в августе 1977 года Хуа превозносил покойного Мао и резко критиковал «четверку». Он сохранил верность антисоветскому курсу «кормчего», заявив на съезде, что угроза «советского социал-империализма» превышает опасность со стороны США, что вызвало разочарование и раздражение в Москве.
Очень скоро Хуа, однако, оказался в политическом одиночестве. Он вполне охотно помог Дэн Сяопину в его возвращении во власть из опалы. Но тот потом счел, что Хуа не подходит для проведения назревших преобразований. Реформаторы обвинили Хуа Гофэна в проведении «левацкого курса», выступив с критикой выдвинутого им лозунга «абсолютной» защиты и отстаивания всех указаний Мао Цзэдуна.
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер заметил «Времени новостей», что самым значительным начинанием Хуа Гофэна была попытка осуществить очередной «большой скачок» -- ускорить модернизацию Китая с помощью массовой закупки иностранных технологий: «Ничего из этого не получилось, но неудача дала пищу для размышлений о том, как и с какими ресурсами нужно проводить модернизацию Китая. После его отстранения китайское руководство смогло развернуть кампанию за «освобождение мышления» от постулатов Мао Цзэдуна, расчистить дорогу для реформ в идеологии и политике, а потом и в экономике».
Отставка «председателя Хуа» в 1981 году была почетной. Он сохранил место члена ЦК партии и пользовался среди товарищей уважением -- на XV съезде в 1997 году при его переизбрании в ЦК не было ни одного голоса против. После 2002 года он уже не занимал никаких должностей, но в 2007 году его пригласили в качестве особого гостя на XVII партсъезд.
Александр ЛОМАНОВ