|
|
N°152, 21 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не прошел испытательный срок
В «Казмунайгазе» второй раз за три месяца сменился президент
В борьбе за оперативный контроль над главной нефтегазовой госкомпанией Казахстана снова произошла неожиданная рокировка. Назначенный меньше трех месяцев назад президентом «Казмунайгаза» Серик Буркитбаев, не имевший особого опыта в сфере углеводородов, отправлен в отставку без объяснения причин. А на освободившееся место назначен нефтяник со стажем Каиргельды Кабылдин. Его вчера представил коллективу премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Перед новым руководителем публично поставлены три задачи: за два месяца завершить переговоры с международным консорциумом по разработке месторождения «Кашаган», довести до победного конца сделку по выкупу у офшорных собственников контрольного пакета акций «Мангистаумунайгаза» и подготовить компанию к налоговым нововведениям в сфере нефтяного экспорта, обеспечив стабильность внутреннего рынка нефтепродуктов.
«Мы являемся страной с рыночной экономикой, и на рыночных принципах должны завоевывать свою долю на рынке для того, чтобы решать вопросы с обеспечением ГСМ всей территории страны. Это должно позволить нам не только обеспечивать наличие ГСМ, но и доступность ценовой политики», -- цитирует пресс-служба компании слова Масимова. Как известно, в начале года правительство Казахстана приняло решение о введении с 1 сентября экспортной пошлины на нефть. Основным ее плательщиком станет «Казмунайгаз», поскольку большинство иностранных инвесторов работает в стране на основании соглашений о разделе продукции, которые предполагают фиксированные налоговый и таможенный режимы.
Над достижением объявленных целей госконцерн работает все последнее время и, судя по официальной информации, в недолгий период правления г-на Буркитбаева переговорный процесс шел своим чередом. В конце июля сам г-н Масимов заявил специальному представителю ЕС по Центральной Азии Пьеру Морелю, что компромисс по всем вопросам, связанных с освоением «Кашагана», найден, и идет юридическая работа по оформлению документов. А не далее как десять дней назад Серик Буркитбаев обещал «в ближайшие две недели» закрыть сделку по «Мангистаумунайгазу». Правда, косвенные признаки того, что адаптация на посту президента «Казмунайгаза» шла совсем не гладко, проявлялись. Он так и не смог приступить к формированию собственной команды, что в значительной мере притормозило работу «Казмунайгаза». Ни одного своего человека назначить в руководство компании ему просто не позволили. Для «чужака», коим являлся г-н Буркитбаев с точки зрения нефтяников и газовиков, это сулило большие проблемы с управляемостью. Кроме того, Узакбай Карабалин, которого уволили с поста главы «Казмунайгаза» в мае, внезапно стал генеральным директором «Мангистаумунайгаза». И, видимо, был направлен туда лично Нурсултаном Назарбаевым, который, собственно, и дал указание вернуть эту нефтяную компанию под контроль государства. Это можно было трактовать как сигнал о том, что опала «старой команды» оказалась не столь серьезной, как могло показаться два с половиной месяца назад.
Приход Каиргельды Кабылдина подтверждает этот вывод. В «Казмунайгазе» он работал с момента основания в 2002 году. Сначала в должности управляющего директора по транспортной инфраструктуре и сервисным проектам, а через считанные дни после назначения Карабалина на пост главы этой компании в 2003 году был повышен до вице-президента по транспортировке нефти и газа. В сентябре прошлого года г-на Кабылдина отправили на почетное повышение, дав должность заместителя главы госхолдинга «Самрук» (который владеет акциями многих казахских госкомпаний, включая «Казмунайгаз»). До «Казмунайгаза» он много лет руководил ЗАО «Казтрансойл», казахским аналогом «Транснефти».
О дальнейших карьерных перспективах Серика Буркитбаева ничего не сообщается. До краткосрочной командировки в «Казмунайгаз» он был руководителем научно-технологического холдинга «Самгау».
Алексей ГРИВАЧ