|
|
N°152, 21 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долги не пускают «Красэйр» в небо
Сегодня компанию могут закрыть
Долговой кризис вчера практически парализовал деятельность авиакомпании «Красэйр» в ее базовом аэропорте Красноярска. Он также перекинулся на другие компании -- члены возглавляемого «Красэйр» авиационного альянса AirUnion и на другие аэропорты. «Красэйр» вчера призвала своих контрагентов «все отношения решать цивилизованно, в установленном законом порядке», и одновременно признала, что ее доходов «не хватает на покрытие значительно возросших затрат». Глава «Росавиации» Евгений Бачурин пригрозил лишить «Красэйр» права выполнять воздушные перевозки, если задержки рейсов компании повторятся сегодня.
Во вторник и среду конфликт «Красэйр» с поставщиком авиационного керосина в аэропорту Красноярска -- компанией «Сибирь авиасервис» (САС) -- разрастался как снежный ком. Еще 11 августа САС объявила, что из-за накопившихся долгов переходит на новую схему расчетов с «Красэйр». Отныне только половина поступающих от авиакомпании денег будет засчитываться в оплату текущих рейсов, а половина пойдет на погашение старых ее долгов, которые САС на тот момент оценивала в 200 млн руб. Отпускать керосин в кредит САС вообще отказалась.
Вчера эта схема практически посадила «Красэйр» в Красноярске. Задержки отдельных рейсов компании из-за топливных проблем отмечались и накануне. Однако в среду они стали массовыми. Утром сообщалось, что из Красноярска не могут вылететь восемь самолетов «Красэйр». Соответственно в пунктах назначения задержались обратные рейсы, которые должны были выполнить эти же самолеты. Их пассажиры ожидали новостей в аэропортах или разъехались по домам.
К вечеру часть из них все же улетела. «В результате приложенных усилий отправлены все самолеты, которые должны были вылететь сегодня до 14.00 (по красноярскому времени), -- сообщил вчера Интерфаксу министр транспорта и связи Красноярского края Александр Ядов. -- Это были рейсы в Южно-Сахалинск, Читу, два -- в Норильск и один -- в Красноярск». Но к этому времени только в московском аэропорту Домодедово, куда летает «Красэйр», «выбились из расписания» 12 ее рейсов. Такие же неприятности начали возникать у компаний, входящих в альянс AirUnion, возглавляемый «Красэйр». Вчера омский аэропорт пообещал с 27 августа прекратить их обслуживание, если они, конечно, не погасят накопившиеся долги.
Авиационные власти в лице директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Владимира Тасуна в середине дня пригрозили изгнать «Красэйр» из авиатранспортного бизнеса. «Недобросовестный перевозчик на рынке быть не должен. Он должен быть лишен права работать», -- заявил г-н Тасун. К вечеру его слова конкретизировал руководитель «Росавиации» Евгений Бачурин. Он сообщил Интерфаксу, что сегодня выдаст «Красэйр» предписание о недопустимости повторения задержек рейсов. В противном случае «компания будет лишена свидетельства эксплуатанта», заявил г-н Бачурин.
Главная проблема «Красэйр» заключается в том, что на исполнение требований «Росавиации» у нее, кажется, просто нет денег. «Резкий рост цен на топливо, произошедший в начале лета, когда большинство перевозок было уже продано на весь сезон, привел к образованию долга у всех авиаперевозчиков. Доходов от продажи авиаперевозок теперь не хватает на покрытие значительно возросших затрат», -- говорится в заявлении «Красэйр», опубликованном вчера вечером. Насчет действий топливозаправочной компании в аэропорту Красноярска указывается: «Лишив авиакомпанию возможности выполнить свои обязательства перед пассажирами, проблему возврата долга не решить, напротив, можно только усугубить. При этом пассажиры становятся заложниками нецивилизованного конфликта». «Красэйр» призвал партнеров к «цивилизованным отношениям». Г-н Тасун предположил, что, может, стоит отнять у компании лицензию на регулярные маршруты: «Пусть занимаются чартерными перевозками. Там требований меньше».
Михаил КУКУШКИН