|
|
N°51, 25 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В космос -- на газе
Россия и Европа проектируют принципиально новую ракету
Группа российских и западноевропейских ракетостроительных фирм в прошлую пятницу подписала в Москве меморандум о сотрудничестве в создании принципиально нового космического двигателя. От всех известных до сих пор образцов новинка будет отличаться двумя особенностями. Во-первых, она должна работать не на керосине и не на гептиле, как современные космические двигатели, а на жидком метане с кислородом в роли окислителя. Во-вторых, двигатель «Волга» (такое рабочее название ему присвоено) должен быть многоразовым. Как сообщил на церемонии подписания меморандума вице-президент французской двигателестроительной группы SNECMA Ив Бонне, после выполнения своей задачи «Волга» будет возвращаться к месту старта на «чем-то вроде самолета», самостоятельно приземляться и использоваться для запуска других космических аппаратов. Ожидается, что каждый мотор будет выдерживать до 50 запусков. Плановые сроки решения этой технической задачи соответствуют ее сложности. Проект рассчитан на 10--15 лет. Протокол, подписанный на прошлой неделе, означает начало самого первого этапа этих работ, в ходе которого будут определены рабочие характеристики будущего устройства и распределены роли участников проекта.
С российской стороны к проекту присоединились Центр им. М.И. Келдыша, в котором с конца 90-х годов идут работы над метановым реактивным двигателем, и НПО «Энергомаш», спроектировавшее «движки» для многих комических аппаратов советской эпохи, в частности для многоразовой системы «Буран». С западноевропейской стороны помимо французской Snecma Moteurs над «Волгой» намерены работать немецкие компании Astrium и Techspace Aero, а также шведская Volvo Aero.
Поскольку проект находится на самой начальной стадии, говорить о его финансовых деталях партнеры сочли преждевременным. Они лишь отметили, что высокая эффективность метанового топлива, выявленная в ходе предварительных исследований, а также возможность многократного использования двигателя обещают снизить стоимость доставки груза раз в десять по сравнению с используемыми сейчас ракетами.
Правда, расходы, которые придется понести ради достижения этой цели, тоже обещают быть значительными. По прикидкам западных партнеров, только проработка общих характеристик «Волги» и эскизное проектирование двигателя (т.е. первый этап проекта) обойдутся в 20 млн евро. Два последующих этапа, по завершении которых в руках конструкторов окажутся экспериментальные образцы «Волги», обойдутся в 100 млн евро каждый.
Однако все эти три этапа общей продолжительностью в десять лет будут только прелюдией к настоящей работе и настоящим расходам. Проектирование и доводка «рабочего» образца, которые начнутся затем, оцениваются не менее чем в миллиард евро. Источники получения этих сумм пока не определены. Ив Бонне отметил, что на нынешнем этапе участники проекта изыскивают возможность его финансирования из уже утвержденных бюджетов соответствующих национальных космических агентств.
Михаил КУКУШКИН