Россия сегодня, спустя 17 лет после краха Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), по сути, продолжает его дело: пытается вести себя как империя в условиях, когда империей не является. Главным последствием попытки околокремлевской хунты в августе 1991 года свергнуть законного, пусть на тот момент и крайне слабого президента СССР Михаила Горбачева стал распад Советского Союза. Последствия войны России с Грузией пока непредсказуемы, но они в любом случае вопреки искренней точке зрения большинства россиян, а также, боюсь, руководства страны не сделают ее сильнее.
Затягивая вывод своих войск с территории Грузии (каковой пока являются и Абхазия с Южной Осетией, а наши войска все еще стоят в Грузии далеко даже от этих непризнанных республик), Россия подрывает и без того шаткие моральные основы своей внешней политики. Мы уже больше не можем обвинять мир в двойных стандартах или поддержке сепаратизма (уповая на косовский прецедент), потому что сами прямо поддержали силой сепаратистов (даже в Косово миротворческий контингент был смешанным и в него не входили регулярные части армий сопредельных или удаленных государств). Мы больше не можем критиковать США за попытки устанавливать свои порядки за пределами собственных географических границ. При этом у России нет ни умения, ни возможностей покупать себе лояльность союзников или служить политическим примером для подражания, как это делают США. Никому не хочется быть похожим на сегодняшнюю Россию. Скорее Россия копирует в Грузии самые уродливые образцы внешней политики администрации Джорджа Буша.
Россия сегодня не полюс мировой политики, каковым пытается себя представить, а страна без внятного пути развития, впервые преобразовавшая в войну свои постоянно раздувавшиеся властью имперские комплексы. Можно ли не видеть, что Москва в последние месяцы провоцировала руководство Грузии (что нисколько не снимает его вины за устроенную бойню), наращивая свои военные контингенты в Южной Осетии и Абхазии, заявляя устами своих генералов, что «наши десантники сюда (в Абхазию. --
С.Н.) не купаться приехали», выйдя в одностороннем порядке из экономических санкций СНГ против непризнанных республик на территории Грузии, отправив в Абхазию ремонтировать железную дорогу батальон железнодорожных войск, а не гражданских специалистов РЖД.
Теперь вопрос не в том, кто виноват и не является ли эта война в том числе и попыткой силовиков ввергнуть президента в рекордный после распада СССР кризис отношений России с Западом. Теперь вопрос в том, хватит ли у российской власти решимости наконец начать смену внешнеполитического курса.
Территориальная целостность самой России на обозримую перспективу вызывает большие сомнения -- и на Северном Кавказе, и на Дальнем Востоке с реальной угрозой ползучей китайской колонизации. У России и так не было друзей. Считать таковыми морочащих голову всему миру провинциальных диктаторов вроде Лукашенко, Чавеса или Ахмадинежада даже как-то неприлично. А после войны с Грузией (которую надо как можно быстрее закончить) нам будут не доверять не только западные партнеры, но и постсоветские государства. На границах и вблизи России теперь нет ни одной страны, которая не будет ее бояться. Следовательно, все эти страны станут искать способы обеспечения своей безопасности от России без России. (Пример уже есть: Польша моментально сняла разногласия и
подписала полноценный договор с Соединенными Штатами о размещении у себя элементов американской системы ПРО). Тем более что российский Черноморский флот на Украине или «исторически российские» земли в Казахстане вполне могут рассматриваться ими как предлог для агрессии России, если она войдет во вкус неоимперских игрищ.
Кризис в отношениях с миром, спровоцированный затягивающейся войной с Грузией, одновременно является реальным шансом совершить мирную трансформацию неэффективного режима. Если Россия хочет быть влиятельным членом международного сообщества, претендовать на иностранные бизнес-активы, если ее чиновники хотят и дальше покупать недвижимость и учить своих детей на Западе (то есть хотя бы из корыстных интересов самой властной элиты), она должна наконец создать демократическую политическую систему, вернуться к полноценным рыночным принципам в экономике, прекратить использовать правоохранительные органы как средство сведения коммерческих и политических счетов представителей власти с ее оппонентами.
Нынешняя политика России привела к конфронтации с мировым сообществом. Наивно полагать, будто бы боязнь России со стороны других государств делает ее сильнее. Советский Союз заплатил за статус «Верхней Вольты с ракетами», страны, которой все боялись, самим своим существованием. Плата России за неуемные и неумные имперские амбиции на новом витке истории может оказаться не менее высокой.