Ровно год назад была проведена так называемая реформа следствия, которое получило практически полную независимость от прокуратуры. Последняя, утратив функции возбуждения и прекращения уголовных дел, теперь призвана заниматься надзором за соблюдением законов, представлять гособвинение в судах и контролировать дознание -- расследование милицией уголовных дел небольшой тяжести. Однако со стороны Генпрокуратуры все чаще звучит довольно резкая критика в адрес созданного при ней Следственного комитета (СКП). В прокуратуре считают, что СКП не справляется с поставленной задачей, и настаивают на возвращении себе хотя бы части прежних функций по ведению следствия. При этом разногласия между прокуратурой и СКП стали настолько острыми, что последнее время уже не приходится сомневаться в наличии серьезного конфликта между ними. О том, как в связи с проведенной реформой теперь строится работа прокуратуры в Подмосковье, как она взаимодействует со следствием, корреспонденту «Времени новостей» Екатерине КАРАЧЕВОЙ рассказал прокурор Московской области Сергей ЗАМУРУЕВ.-- С момента создания Следственного комитета при прокуратуре России в начале сентября 2007-го прошел почти год. С тех пор между следствием и прокуратурой постоянно возникают разногласия, и прокуроры все время говорят о недостатках проведенной реформы. Как вы оцениваете работу новой структуры?-- Безусловно, любое реформирование или перестройка проходят болезненно. А становление нового всегда дело непростое. Процесс становления СКП это наглядно показал. Несмотря на некоторые положительные моменты, в работе следственного управления по Московской области мы констатировали ухудшение качества следствия, выявили значительное количество нарушений в их работе. В частности, увеличились сроки расследования уголовных дел, резко возросло количество лиц, содержащихся под стражей свыше шести месяцев. В основном это связано с волокитой во время предварительного следствия, что приводит к нарушениям прав участников уголовного дела -- подследственных, потерпевших, свидетелей. Увеличилось количество реабилитированных и оправданных лиц, больше дел стало возвращаться для доследования.
Ухудшение качества следствия можно оправдать только тем, что СКП -- ведомство достаточно молодое, а у тех следователей, которые перешли туда из прокуратуры, встав у руля следствия, просто не хватает опыта и знаний. Несмотря на это, мы с областным подразделением СКП работаем конструктивно, учитывая, что делаем одно дело во благо людей, чтобы не ущемлялись законные права граждан. Именно поэтому я уверен, в скором времени будет и у СКП должная отдача.
-- Основная функция прокуратуры -- надзирать за соблюдением закона. Как работают прокуроры в этом направлении?-- Результатом доверия к прокуратуре является постоянно увеличивающееся количество обращений граждан. За шесть месяцев к нам поступило порядка 26 тыс. жалоб, из которых каждая пятая удовлетворяется, а это значит, что подтверждается факт правонарушения, принимаются меры прокурорского реагирования. Мы выявили почти 35 тыс. нарушений законов, принесли около 3,5 тыс. протестов на незаконные правовые акты. По представлениям прокуроров об устранении нарушений к дисциплинарной ответственности привлечены почти 2,5 тыс. чиновников, 1,8 тыс. привлечены к административной ответственности. По результатам наших проверок по жалобам граждан возбуждено 215 уголовных дел.
Поле деятельности прокурора безгранично -- в сфере экономики, заработной платы, миграционной политики, реализации административного законодательства и т.д. Мы проводим анализ ситуации и направляем острие своего надзора на ее позитивное изменение. У нас очень много контролирующих и регистрирующих органов -- «Роспотребнадзор», «Росприроднадзор», налоговые службы и др., -- на которых лежит обязанность исполнять закон, профилактировать, выявлять, пресекать нарушения, преследовать правонарушителей. Если выявляем бездействие или нарушения с их стороны, вмешиваемся, принимаем меры вплоть до возбуждения в отношении виновных должностных лиц уголовных дел. Чтобы контролирующие органы не расслаблялись, задача прокурора -- заставить их работать максимально эффективно.
-- А как контролируется сама законотворческая деятельность?-- Ни один нормативный акт не остается вне поля нашего зрения. В аппарате прокуратуры работает группа помощников, обеспечивающих взаимодействие с Мособлдумой и областным правительством. Это новшество было внедрено по указанию генпрокурора. Органы местного самоуправления и власти субъектов на своем уровне принимают различные решения. В случае их противоречия федеральным законам возникает необходимость приносить акты прокурорского реагирования, после чего незаконные решения, как правило, отменяют (если нет, мы обращаемся в суд с соответствующими заявлениями). Сейчас же прокуратура рассматривает проекты законов на стадии их предложения. Если выявляются нарушения, которые изначально были заложены в проекте, то мы сразу же об этом заявляем, и к нам прислушиваются.
За это полугодие мы оспорили более 1,3 тыс. нормативно-правовых актов госвласти и местного самоуправления. По нашей инициативе приведено в соответствие с федеральным законодательством более тысячи правовых актов, остальные наши акты оперативного реагирования находятся в стадии рассмотрения. По всем сферам деятельности нами оспорено 11 актов областных правительства и Думы.
-- Борьба с коррупцией сейчас основная цель, которую в своей деятельности поставило руководство страны. Разрабатываются и принимаются специальные национальные планы и программы. Какое место в этой борьбе займет прокуратура?-- Прокуратура должна работать в соответствии с законом -- спокойно, планомерно и безо всякой кампанейщины. Там, где в исполнении законов есть перекосы, где на практике возникают проблемы, безусловно, больше внимания уделяется этим направлениям. Но ведь многие темы родились не сегодня, они присутствовали всегда.
В Уголовном кодексе до сих пор нет конкретного понятия, что такое коррупция, есть лишь преступления коррупционной направленности -- взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями и т.д. В моем понимании коррупция -- это незаконное использование своего служебного положения для извлечения выгоды в своих личных интересах или в интересах других лиц. Определение коррупции будет заложено в законодательство, которое сейчас разрабатывается. Аналогичные задачи ставились перед нами и раньше, и мы уже внесли в Мособлдуму законопроект «О противодействии коррупции». Он был одобрен и готовится к принятию.
Кроме этого по указанию генпрокурора у нас в прокуратуре был недавно создан специальный отдел по противодействию коррупции -- своего рода экспертное подразделение. Прокуроры осуществляют сбор всей поступающей информации, планируют проверки там, где процветает коррупция, бюрократизм, берутся взятки, вымогаются деньги. Для выявления коррупционеров наши сотрудники сами проводят проверки, привлекают правоохранительные органы, берут под контроль расследование резонансных дел коррупционной направленности, утверждают обвинительные заключения, поддерживают обвинение в суде. А также разрабатывают новые формы, методы борьбы с коррупцией. Ведь время не стоит на месте, и нужно постоянно искать что-то новое, чтобы коррупционерам не удавалось находить новые лазейки для злоупотреблений.
Одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности считается взятка. Только за шесть месяцев этого года в Московской области зарегистрировано 256 фактов получения и дачи взяток чиновникам.
Так, недавно в поселке Рогово Подольского района при получении взятки в размере 4,8 млн руб. была задержана глава местной администрации Людмила Лушина. Она, по версии следствия, оказала содействие в предоставлении в аренду нескольких смежных земельных участков площадью по 0,4 га каждый на территории сельского поселения Роговское в границах деревни Каменка одному коммерсанту.
В Дмитрове был задержан замглавы администрации Дмитровского муниципального района Олег Крылов. Он получил 400 тыс. руб. от директора ООО «Эскор-Омега» Евгения Мозгового за оплату якобы выполненных работ по ремонту здания администрации.
А недавно мы направили в суд дело в отношении замдиректора центра занятости населения Воскресенского района Любови Бердиной. Мы докажем, что почти четыре года она вымогала деньги с предпринимателей за оформление различных документов: договоров, заключений о разрешении привлечения мигрантов на коммерческих предприятиях, платежных поручений. За это время на ее личный счет в банке «Возрождение» было перечислено свыше 800 тыс. руб. После предъявления обвинения Бердина была уволена с занимаемой должности.
Буквально на днях вступил в силу обвинительный приговор бывшим сотрудникам УФМС по Московской области. Сотрудники паспортно-визовой службы Ирина Утемова и Марина Капустина за деньги выдавали общероссийские и загранпаспорта, поставив на поток свою деятельность. Внутренний паспорт стоил тысячу долларов, а загранпаспорт -- 300 долл. Как установило следствие, данные на граждан, которые получали паспорта, предоставлял уроженец Киргизии Фарход Саиткасимов. Все трое были приговорены к различным срокам наказания условно, с лишением права занимать должности на госслужбе.
У нас появились новые методы работы в сфере противодействия коррупции. В Щелковской горпрокуратуре, например, была проведена горячая телефонная линия, и уже есть результаты. В прокуратуру обратился житель села Анискинское, который сообщил о вымогательстве у него 11 тыс. руб. за предоставление выписки из похозяйственной книги на земельный участок, находящийся у него в собственности. Это при том, что такой документ выдается бесплатно! С учетом того, что заявитель являлся ветераном Вооруженных сил, жителем блокадного Ленинграда, первый замглавы администрации поселка Викентий Близнюк предложил ему сделать выписку «со скидкой» -- за 3 тыс. руб. При получении оплаты от «льготника» чиновник был задержан. Иначе как цинизмом это не назовешь.
Работа по выявлению коррупционеров ведется постоянно. На нашем официальном сайте (www.mosoblproc.ru) мы по примеру Генпрокуратуры открываем специальную страничку, где граждане могли бы сообщать о фактах коррупции. Это касается также малого и среднего бизнеса, где зачастую ни один вопрос не решается положительно без вымогательства денег. Даже если поступит сигнал от анонимного источника, мы обязательно проверим информацию, и если она подтвердится, примем соответствующие меры.
-- В Подмосковье очень много земельных угодий, которые числятся на балансе государства. Однако местные чиновники с легкостью расстаются с федеральной и муниципальной собственностью, устраивают незаконные торги, специально занижая стоимость земли. Удается ли вашим сотрудникам пресекать такие сделки?-- Федеральная собственность, и прежде всего земля, -- лакомый кусок, заполучить который стремятся многие. Этому направлению мы уделяем пристальное внимание, занимаемся им постоянно, ежедневно сталкиваясь с массой нарушений. Любое проявление бесхозяйственности, нерадивости, равнодушия к исполнению своих служебных обязанностей, бездействия в этой сфере оборачивается причинением многомиллиардного ущерба государству. И прокурорский корпус тщательно следит за соблюдением законности.
Как оказалось, в области до сих пор есть федеральная земля, которая не идентифицирована как таковая, ей не присвоен кадастровый номер. Вот и получается, что она не находится под контролем государства. Она как бы ничья. Этим упущением не преминули воспользоваться чиновники Ступинского района. Нами было установлено, что совет депутатов района утвердил перечень муниципального имущества, предназначенного для организации отдыха детей в летнее время, в который было включено 55 бывших детских оздоровительных лагерей и баз отдыха, относящихся к федеральной собственности. Объекты недвижимости, как и расположенную под ними землю, можно было в дальнейшем приватизировать и распродать. Мы обратились с иском в арбитражный суд о признании такого решения недействительным, и суд по нашему ходатайству наложил арест на землю.
Нарушения имеют место не только при приватизации и продаже госземли, но и при сдаче ее в бессрочную аренду, переуступке прав и т.д. Наибольшее количество нарушений было допущено при изъятии земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на балансе учреждений, подведомственных Российской академии сельхознаук.
Так, постановлением главы администрации Люберецкого района из состава земель, занимаемых Научно-исследовательским институтом картофельного хозяйства им. Лорха, были изъяты три земельных участка без согласования с госсобственником.
А на основании постановления главы Пушкинского района ООО «Велес-Р» на земельном участке ГУП «Племсадпитомник», предоставленном ему в бессрочное пользование государством, осуществляет ритуальные услуги.
На днях было возбуждено уголовное дело в отношении руководителя управления муниципальным имуществом Мытищинского района Дмитрия Ишкова. Он подозревается в том, что превысил свои должностные полномочия, устраивая фиктивные аукционы по продаже муниципального имущества. Например, один из объектов недвижимости на Осташковском шоссе был продан с торгов за 37,7 млн руб., тогда как его реальная стоимость оценивается в 116,7 млн руб. Было установлено, что таким образом продано 14 объектов недвижимости, стоящих на балансе района. Мы заявили иски о признании этих торгов недействительными, и одно дело уже выиграли. Все объекты недвижимости до принятия судебных решений арестованы.
Аналогичная ситуация была зафиксирована в Павловопосадском и Орехово-Зуевском районах. Причем в Орехово-Зуевском районе установлен факт приобретения недвижимости на аукционах по продаже муниципальной собственности депутатами и их женами. Торги были признаны недействительными, недвижимость возвращена на баланс района.
-- С 1 января этого года в Подмосковье запрещена незаконная организация игорного бизнеса, но не все бизнесмены спешат выполнять это предписание.-- Действительно, во исполнение закона Мособласти от 12.01.2006 года «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области» владельцы игорных заведений должны были с 1 января 2008-го прекратить ведение своего бизнеса и снять объекты с учета в налоговых органах. К сожалению, эта работа до конца еще не доведена, но прокуратура активно принимает участие в исполнении этого закона.
До сих пор не сняты с учета игорные заведения в Дмитрове, Истре, Клину, Протвино, Подольске, Серпухове, Солнечногорске, Одинцово, Дубне, Пушкино, Волоколамске, Лобне, Наро-Фоминске и Королеве, а сами владельцы не привлечены к ответственности. Здесь задействованы налоговые органы, которые обязаны снимать казино с учета и больше не регистрировать. Но на деле их не только не снимают с учета, но еще и продолжают регистрировать новые игровые автоматы.
Мы выявили, что налоговая инспекция по Наро-Фоминску 3 марта текущего года зарегистрировала 45 игровых автоматов ООО «Габа Интернэшнл», а 5 марта направила им предписание о снятии с учета компании. Что это такое -- незнание закона или преследование корыстного интереса? Сейчас действия сотрудников налоговой инспекции проверяются.
Нашими усилиями была прекращена деятельность 21 зала игровых автоматов. На владельцев наложены штрафы до 1 млн руб. Мало того, были направлены представления для возбуждения ряда уголовных дел в отношении владельцев игорных заведений за ведение незаконного бизнеса.
-- Какие нарушения чаще всего выявляются в ходе надзорных проверок деятельности правоохранительных органов?-- Могу сказать, что бич всех нарушений, которые мы выявляем в ходе проверок, -- укрывательство преступлений, и в том числе путем незаконного отказа в возбуждении уголовного дела. Некоторым милиционерам неохота работать, и они отказывают в возбуждении дела. Например, преступники взломали дачный дом и вынесли дорогостоящую технику. После осмотра места происшествия выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Проверяем и обнаруживаем, что решение об отказе необоснованно, мало того, повестки, которые следователь якобы направлял потерпевшему, оказались фикцией. Мы добились, чтобы дело по факту кражи все же было возбуждено, а нерадивый сотрудник милиции сам оказался под статьей.
Отрадно, что в последнее время таких преступлений становится все меньше. За это полугодие мы проверили порядка 130 тыс. милицейских материалов, выявили и поставили на учет около 1,5 тыс. преступлений.
Нами пресечены факты завышения статистики по возбужденным уголовным делам, направленным в суд, и занижения количества дел, возвращенных для дополнительного расследования. В результате некоторые сотрудники 5-го отдела следственной части Главного следственного управления ГУВД области были привлечены к дисциплинарному взысканию, а начальник отдела уволен из правоохранительных органов.
В поле зрения прокуроров находятся и сотрудники ГИБДД области. Еще не изжиты факты, когда инспекторы превышают свои полномочия и вымогают взятки.
Недавно в суд было направлено дело в отношении инспектора ОГИБДД УВД по Наро-Фоминскому району Сергея Чубарова. Он был задержан при получении 35 тыс. руб. от виновника ДТП. Следствие установило, что автовладелец не справился с управлением, его машина перевернулась и съехала в кювет. Чубаров незаконно изъял права у водителя, предложив вернуть их за вознаграждение -- 20 тыс. руб. Однако потерпевший не смог вовремя собрать требуемую сумму, и инспектор «поставил его на процент».
А Домодедовский райсуд на днях приговорил к трем годам колонии инспектора 2-го спецполка ДПС «Южный» ГУВД по Московской области Юрия Никитина. Он получил от владельца машины, ехавшего в состоянии алкогольного опьянения, 30 тыс. руб. за несоставление протокола об административном правонарушении.
Всего же за эти полгода прокурорами выявлено более 300 нарушений, допущенных сотрудниками ГИБДД области.
-- Как вы в целом оцениваете работу вашей прокуратуры?-- Выросли многие оценочные показатели нашей работы за последний период. За это я хотел бы поблагодарить весь коллектив прокуратуры области. Но мы работаем не ради галочки, а для реального устранения нарушений закона, восстановления прав и интересов граждан, доверие которых для нас превыше всего.