Вступительное слово заместителя начальника Генштаба Анатолия Ноговицына на вчерашней встрече с журналистами длилось дольше обычного. Генерал-полковник приехал на встречу прямо из МИДа, где участвовал во встрече заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина с послом и военным атташе Соединенных Штатов. Встреча продолжалась два часа, носила непростой характер, генерал все еще находился под ее впечатлением. Да и только что вышедший указ президента России не позволял расслабиться --
приказано начать отвод войск из временно занимаемых районов Грузии.
Именно отвод, а не вывод войск, особо подчеркнул генерал Ноговицын. О выводе говорить рано -- обстановка, по словам генерала, все еще непростая. Осетинские беженцы, вернувшиеся в разрушенный Цхинвали, теперь потянулись обратно. Грузинские войска пытаются восстановить свою боеспособность, одновременно активизируя, по словам генерала Ноговицына, «диверсионно-террористическую деятельность» -- в основном против российских войск, не исключая и мирных осетинских жителей. Российский Генштаб не исключает провокаций со стороны грузин с использованием наемников славянской внешности, переодетых в российскую военную форму, как на осетинской, так и на грузинской территории. Одна диверсионная группа была задержана в районе Рокского тоннеля.
За прошедшие выходные там же, в районе Рокского перевала, российские военные нашли три больших схрона, а по сути, склада оружия различных образцов, боеприпасов и взрывчатых веществ. Специалистам нетрудно было определить, что миротворческий контингент Грузии получил в свое время задачу, используя эти схроны, воспрепятствовать движению российских частей в случае помощи миротворцам. Но 58-я армия нарушила эти планы, и склады в горах оказались невостребованными.
Хотя президент России накануне в очередной раз пообещал начать вывод войск из Грузии в соответствии с пятым пунктом плана мирного урегулирования, вчера генерал Ноговицын в основном рассказывал о том, чем военные занимаются в Грузии, а не как покидают ее территорию. Российские военные на югоосетинском направлении проводят «разведывательно-поисковые действия», по всей границе непризнанной республики с Грузией развернуты сторожевые заставы, часть сил прикрывает коммуникации, по которым идут гуманитарные грузы.
Абхазские формирования «зачищают» Кодорское ущелье, миротворческие подразделения ведут себя в соответствии с мандатом -- обеспечивают охрану важных объектов. Черноморский флот стоит на страже безопасности судоходства в восточной части Черного моря. По словам представителя Генштаба, корабли ЧФ вернутся в Севастополь, «когда позволит обстановка», в соответствии с существующим российско-украинским соглашением. Авиация стоит на аэродромах, за последние сутки в воздух ее не поднимали.
Необходимая в таких случаях работа с грузинской стороной идет сложно. Особенно это видно на попытках россиян обменять пленных по известному методу «список на список». На 12 часов 15 минут вчерашнего дня обмен должен был состояться в населенном пункте Эргнети: 15 грузин на 12 россиян. Перед самой процедурой, по версии представителя Генштаба, грузинская сторона неожиданно выдвинула рад новых требований, для выполнения которых нужно время. «Видимо, грузинская сторона хочет что-то выторговать», -- сказал генерал Ноговицын. Обмен сорвался. Вчера же Тбилиси возразил на этот пассаж генерала: как пояснил замминистра обороны Грузии Бату Кутелия, грузинская сторона настаивала на списке из 80 своих военнопленных, находящихся в России, и обмене пленными по принципу «всех на всех». Россия же якобы предоставила недостоверные данные по задержанным военнослужащим Грузии. Г-н Кутелия призвал коллег из России "не спекулировать таким чувствительным вопросом, как обмен пленными".
Генерал Ноговицын опроверг слухи о том, что уходящие российские войска оставляют на покидаемой ими территории оперативно-тактические комплексы «Точка-У». «В этом нет никакой необходимости», -- заверил заместитель начальника Генштаба. Порядок отвода российских войск уже известен, как и рубеж отвода -- это граница Южной Осетии и Грузии. В направлении Владикавказа вчера во второй половине дня двигались небольшие группы по пять--десять машин.
Какие силы останутся в непризнанной республике, сказать сегодня сложно. Так же, как и будет ли там постоянная военная база России, о которой просит президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, вопрос это политический. Армия же, по словам генерала Ноговицына, готова выполнить приказ руководства страны «в той форме, в какой он будет поставлен».
В завершение заместитель начальника Генштаба продемонстрировал две карты, захваченные у командира грузинского пехотного батальона. На них красным и синим нанесено расположение войск. Грузины обозначают теперь себя не красным, как раньше, а по-натовски -- синим. Военные карты не врут, по ним ясно видна цель Грузии -- агрессия против Южной Осетии.