|
|
N°150, 19 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сближение Саакашвили с НАТО -- это политика войны
Сегодня в Брюсселе в штаб-квартире НАТО в рамках заседания Североатлантического совета пройдет неформальная встреча глав внешнеполитических ведомств стран -- членов альянса, посвященная грузино-южноосетинскому конфликту. Форум инициирован госсекретарем США Кондолизой Райс «для обсуждения вопроса, как сейчас вести диалог с Россией». Российскую точку зрения на отношения с НАТО спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ пояснил курирующий евроатлантическое направление в МИД России заместитель министра Александр ГРУШКО.
-- Москва вчера отозвала свою заявку на проведение заседания Совета Россия--НАТО по грузино-южноосетинскому конфликту. Предполагалось, что оно соберется неделю назад, но США это предложение проигнорировали...
-- Наши партнеры оказались не готовы к этому. Американцы просто не явились на заседание подготовительного комитета, сославшись на отсутствие инструкций и четких процедур по созыву такого заседания. Но при этом прошло заседание Совета НАТО, по итогам которого генсек альянса Яап де Хооп Схеффер сделал заявление с оценкой событий в Грузии. Увы, мы не услышали ни одного слова осуждения агрессии, этнических чисток, военных преступлений, которые были совершены в Южной Осетии г-ном Саакашвили. После этого мы не могли не задуматься вообще о целесообразности проведения заседания Совета Россия--НАТО.
Мы знаем, что генсек не всегда выражает общую позицию альянса. Но г-н Яап де Хооп Схеффер не только генсек НАТО, но и председательствующий в Совете Россия--НАТО. Было бы естественно, прежде чем давать публичные оценки, провести диалог и с российской стороной. Этого не произошло. Вряд ли это будет способствовать укреплению доверия между Россией и НАТО.
Россия честно выполняет все обязательства, в том числе в рамках нашего партнерства с НАТО. Продолжаем помогать в Афганистане, предоставляем транзитные возможности, сотрудничаем в сфере противодействия терроризму, нераспространения оружия массового уничтожения. Но если НАТО будет пытаться выгораживать Грузию, у нас возникнут проблемы во взаимодействии с альянсом. Мы по-прежнему против продолжения расширения альянса. Такая политика ведет в тупик. Кавказская трагедия свидетельствует, что у политики сближения с НАТО в исполнении Саакашвили была обратная сторона -- это политика «простых решений», политика войны.
-- Возможно ли получение Грузией в декабре Плана действий по членству в НАТО?
-- Я не представляю себе, как такое может произойти. Иначе это будет не просто двойными стандартами, а отсутствием каких-либо стандартов. Грузия нарушила все основные обязательства, вытекающие из ее членства в международных организациях. Попраны Хельсинкский заключительный акт, Кодекс поведения государств в военно-политической сфере, Хартия европейской безопасности. Грубо нарушены гуманитарные и политические обязательства Грузии, вытекающие из ее членства в Совете Европы. Там везде во главу угла ставятся принципы неприменения силы, мирного разрешения споров. Но нарушены и обязательства, которые Грузия брала на себя в контексте сближения с НАТО и ЕС. Они закреплены в соответствующих документах, подписанных между Грузией и этими организациями.
-- Пересмотрит ли Россия теперь свой подход к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)?
-- Грузия грубейшим образом нарушила и ДОВСЕ, где в преамбуле сказано, что государства-участники сознают необходимость предотвращения любого военного конфликта и воздержатся от применения силы. Последствия этого только предстоит оценить. Вместе с тем в долгосрочном плане мы продолжаем исходить из того, что контроль над вооружениями должен оставаться материальной основой европейской безопасности. Мы будем настойчиво продолжать работать с партнерами с тем, чтобы обеспечить введение в силу адаптированного ДОВСЕ и повысить его жизнеспособность в новых условиях. Мяч сейчас находится на стороне стран НАТО.
|