|
|
N°150, 19 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слегка улучшенная копия
Расклад сил в тройном прыжке у женщин за четыре года почти не поменялся
Поздним воскресным вечером (даже и по московскому времени) чемпионка Афин-2004 в прыжках в длину Татьяна Лебедева в своем любимом тройном прыжке, как и на сиднейской Олимпиаде-2000, вновь стала второй. Показав свой лучший результат на Олимпийских играх, россиянка проиграла 7 см олимпийской чемпионке Афин камерунке Франсуазе Мбанго-Этоне (15,32 против 15,39). «Бронза» досталась гречанке Хрисофии Девеци, которая в Афинах была второй.
Нынешний финал в тройном прыжке отчасти стал копией афинского. Медали поделили между собой все те же прыгуньи -- Мбанго-Этоне, Девеци и Лебедева. В Афинах на пьедестале они расположились именно в таком порядке. В Пекине Лебедева и Девеци поменялись местами.
В то, что пропустившая два года до Игр камерунка сможет повторить свой олимпийский успех и принести своей стране вторую золотую награду, Лебедева и Девеци верить поначалу отказывались. «Когда в начале сезона она появилась, -- рассказывала Татьяна Лебедева журналистам, -- то мы с Девеци пошутили: «Ну вот, сейчас она приедет на Олимпиаду и выиграет ее опять». Но потом, когда она стала прыгать, Девеци подошла ко мне и многозначительно произнесла: «Да-а...» А я в ответ поддакнула: мол, миссия невыполнима».
За те два сезона, что Мбанго-Этоне не выступала, она успела родить ребенка и залечить старые травмы. К Олимпиаде спортсменка подошла в хорошей форме и с новой мотивацией. «Задавить» ее в Пекине, как в шутку договорились Лебедева и Девеци, у них не получилось. «Я боролась до последнего и сделала все, что могла, -- поясняла Лебедева. -- Я показала лучший результат за все свои Олимпийские игры. В третьей попытке прыгнула на 15,32. Но Мбанго-Этоне, перемахнувшая во второй попытке на 15,39, меня не просто удивила -- ошарашила».
Для победы над камерункой Лебедевой нужно было прыгнуть на 15,40 -- по рекорду России, который она установила в 2004 году. Но в Пекине повторить этот результат не получилось. По словам Лебедевой, даже если бы она и подкорректировала ошибки, то сократить отставание в семь сантиметров, а затем прибавить еще один было нереально. «Я стала рисковать, но чувствовала себя уже не так комфортно, как хотелось бы, -- продолжала она. -- Сказала тренеру: «Буду заступать, но ломиться вперед». Но в тот момент у меня уже порвалась нить прыжка. Я стала немного «придавливать», и общий ритм сломался, а собраться -- это очень тяжело. Прыжок надо делать ровно. А какая стабильность, если желание так велико, ты хочешь рвануть, а нужно себя сдерживать. Когда Мбанго прыгнула на 15,39, я просто за голову схватилась: «Вот это да!» У меня были надежды, но и желание было так велико -- именно это и помешало стабильности».
По словам россиянки, эти соревнования оказались непредсказуемыми для нее. Во-первых, не ожидала, что завяжется такая борьба. Думала, что результаты окажутся в районе 15,20. Но после первой попытки, в которой «недоступила», и сама почувствовала, что способна прыгнуть на 15,30. Сюрпризом стало и выступление Яргелис Савиньи, которой прочили золотую медаль. Кубинка не выдержала психологического прессинга. «Это все-таки Олимпиада. И когда в квалификации Савиньи показала две попытки (первую мимо, а вторую -- 14,99), я поняла, что тяжело ей будет, потому что она включила эмоции. Так и вышло», -- говорила Лебедева.
Савиньи закончила соревнования пятой с результатом 15,05. В микст-зоне для журналистов она наотрез отказалась дать какие-либо комментарии представителям некубинских СМИ. В отличие от проигравшей кубинки Лебедева по обыкновению уделила акулам пера больше часа. Подробно рассказала обо всем -- о финале, травмах, учебе, семье, упомянула даже приметы. Дескать, монетка, которую она бросала на лист в запретном городе, когда была в Китае много лет назад, все время тонула. И это значило, что желание не сбудется. Перед Олимпиадой это воспоминание тревожило спортсменку, потому что загадала она, что должна участвовать и выступить хорошо на Играх в Пекине. Но все это было давно. А сейчас Лебедева будет готовиться к прыжку в длину. Постарается восстановиться.
«Это «серебро» действительно дорогое для меня, -- сказала она. -- Потому что все, что я прошла... Я выходила в сектор и думала: «Вот я четыре года пахала -- для чего? Чтобы выйти и бесславно выступить? Нет, это не для меня. Не мой стиль. Я все тренировки вспомнила, все операции, депрессии, травмы, когда проигрывала... Правда, у меня сейчас проблема с другой ногой, с ахиллом, но это маховая нога. Другая, прооперированная, не беспокоит. Травмированную ногу могу, что называется, долбить. Но здоровье тоже надо беречь -- его ни за какие деньги не купишь. Поэтому не знаю, буду дальше прыгать тройным или нет. Поживем -- увидим.
Тройной прыжок, наверное, мой крест. Его нужно нести по жизни, это какое-то испытание. В следующей жизни мне, наверное, воздастся за терпение. Я стану олимпийской чемпионкой в своем любимом виде -- в тройном прыжке. А в этой -- нужно все выдержать и все пройти. Во всяком случае, сегодня я сделала все возможное».
Ольга ЕРМОЛИНА, Пекин