|
|
N°149, 18 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Если Богу будет угодно»
Турция отложила подписание энергетических сделок с Ираном к удовлетворению США
Подписание документов по стратегической сделке в сфере энергетического сотрудничества между Ираном и Турцией так и не состоялось. Турецкий президент Абдулла Гюль в конце прошлой недели принимал иранского лидера Махмуда Ахмадинежада (на снимке), прибывшего с рабочим визитом. И заявил, что подготовка к подписанию оказалась недостаточной, а министрам энергетики двух стран дано поручение «проделать более детальную работу».
Предварительное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере было подписано между двумя странами прошлым летом. Документ предполагал участие Турции в разработке месторождений в Иране (в том числе некоторых фаз гигантского "Южного Парса", который недавно покинули Shell, Repsol и Total), закупке и транзите иранского газа в Европу. Это соглашение могло бы наполнить смыслом существование любимого газотранспортного проекта Еврокомиссии (и американского госдепа) Nabucco из Турции через Балканы в Австрию.
Вашингтон неоднократно предостерегал Турцию, которая входит в НАТО и имеет плотные связи с США и Израилем, от ведения совместного бизнеса с Тегераном. Анкара в свою очередь пыталась предложить себя в качестве посредника в снятии напряжения между Ираном и западным миром. Однако пока ее переговорные инициативы не нашли понимания в Белом Доме. Хотя сам факт визита Ахмадинежада в страну -- участницу Североатлантического альянса выглядит как акт политического мужества со стороны Турции.
В то же время г-н Гюль вчера отверг подозрения в том, что Анкара пошла на поводу у Вашингтона, который неприкрыто давил по данному вопросу на турецкое руководство. «Несомненно, Турция имеет союзников... Без всяких сомнений, Турция расходится с Ираном по многим темам... Но мы будем против, если кто-то думает, что мы действуем по чьей-то указке», -- цитирует его агентство AFP.
Впрочем, нельзя исключать, что у него были и объективные основания для продления переговоров. По некоторым данным, финализации большой газовой сделки помешали новые требования, выдвинутые Тегераном в отношении установления цен и условий инвестирования. Однако пока ни одна сторона не дала официальных объяснений. После встреч Ахмадинежада с президентом Турции появилось совместное заявление лидеров двух стран о том, что переговоры о дальнейшем сотрудничестве в области энергетики продолжатся.
Махмуд Ахмадинежад, который ждал от поездки энергетического прорыва, сдержанно комментировал демарш Анкары. «Мы достигли важных договоренностей о природном газе и в секторе электроэнергетики. Если Богу будет угодно, мы завершим их как можно скорее. Как вы знаете, обсуждение вопросов, связанных с нефтью и природным газом, может потребовать времени», -- сказал президент Ирана.
Алексей ГРИВАЧ