Время новостей
     N°149, 18 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2008
Именем Российской Федерации
Лидерами интернет-голосования стали борцы с внешними врагами страны
Кто станет победителем общероссийского конкурса «Имя России», будет известно только к концу года. А пока, как заявляют руководители проекта, соревнование вступает в заключительную фазу. Остался месяц до того момента, когда будут названы 12 финалистов и начнутся теледебаты в прайм-тайм на канале «Россия». Казалось бы, к финалу страсти должны накалиться, азарт достичь своего апогея, интрига раскрутиться на максимум. Но у многих, наоборот, полностью пропал интерес -- как, глядя на остывшую еду, может пропасть аппетит. И организаторы конкурса решили подогреть интерес: теперь вводится квалифицированное голосование, и продвинуть кандидата вверх с помощью хакерских атак и флэш-мобов уже не удастся. «Война машин закончилась», -- констатирует продюсер проекта Александр Любимов.

Что ж, увидим, смогут ли организаторы вдохнуть жизнь в явно угасающую идею. С самого начала участники конкурса, то есть те, кто «кликает» в сети и шлет SMS, не понимали главного -- за кого они голосуют. «Имя России» -- о ком идет речь? Некто, лучше других символизирующий ее достижения? Или личность, внесшая наибольший позитивный вклад в развитие страны? Или сыгравшая выдающуюся роль, независимо от того, положительная она или отрицательная? Или вообще кто-то, наиболее точно отражающий ментальность российского народа? Четких разъяснений на этот счет не последовало. Понятно было только одно -- сравнивать людей разных эпох, разных судеб и предназначений невозможно. Тем не менее интерес был, как к любому тесту на самоидентификацию. Но вскоре шоу, в которое все сразу превратилось, выветрило даже обыкновенное любопытство.

Правда, теперь стало забавно другое: наблюдать уже за самим процессом игры, делать выводы, глядя на сменяющуюся конъюнктуру, лихорадочные поиски победителя, реакцию общества на тех или иных фаворитов гонки.

Сначала залихорадило: в начале июля с большим отрывом стал лидировать Сталин, на втором месте Высоцкий, на третьем Ленин. Появились статьи, в которых писалось: Россия сделала свой фатальный выбор, россияне показали истинное лицо; вспомнили и о пресловутом менталитете, о «тысячелетнем рабстве», о максиме, согласно которой каждый народ достоин своей власти; и вылили на страницы печати годовую норму пессимизма о судьбе России. После чего принялись себя стыдить и озаботились имиджем.

Тут и повод для очередного флэш-моба подвернулся -- трагическая годовщина расстрела царской семьи. Рейтинг Николая II немедленно взлетел, чтобы после 17 июля рухнуть. Зато почти всю последующую неделю по мере приближения к своей трагической дате, 25 июля, явно прибавлял Высоцкий. Сразу заговорили: «Поэт в России больше, чем поэт». Но очевидно, что и Высоцкий не подходил под «идеального» героя по многим параметрам. Поиски продолжились. За месяц, сменяя друг друга, вперед вырывались то непонятно откуда взявшийся Хрущев, то первый космонавт планеты.

С конца первой декады августа лидер хит-парада -- Сергей Радонежский. Неужели наконец нашли нужное Имя? Действительно много «за»: православный святой, выдающийся политик, бывший практически министром иностранных дел у князя Донского, объединитель Руси, собиратель земель. Похоже. Как и вышедший вчера на первое место Александр Невский -- борец за независимость, сокрушитель врагов.

А то, что Сталин отстает ненамного, и вчера был четвертым, не беда: он тоже нынче в моде, стиль его «эффективного менеджмента» имеет много поклонников. Как Бандера на Украине -- тоже лидировал до последнего момента, потом массовый вброс голосов, и «Именем Украины» становится Ярослав Мудрый. Степан Бандера -- строчкой ниже.

Кстати, вообще интересно сравнить наш список с другими. Ведь конкурс «Имя России» не оригинален. В 2002 году британская вещательная корпорация BBC, желая выяснить, кого широкая общественность видит в числе ста величайших британцев всех времен, организовала конкурс "Великие британцы". Пример оказался заразительным, и аналогичные конкурсы были организованы ведущими телеканалами или печатными СМИ других государств.

Конкурс и процедура подсчета голосов в разных странах несколько отличались. Так, в Англии это называлось «Великие британцы», а в Германии -- "Наши лучшие" (Unsere Besten), во Франции -- «Великий француз всех времен». Суть же в основном была одна: очевидно, что люди называли тех, кем гордились, кто лучше всего для них олицетворял свою страну. Предсказуемых имен, как и сюрпризов, было много. И при всей кажущейся похожести можно было углядеть разные приоритеты и другие особенности результатов голосования разных народов.

Так, в США из десяти первых имен семь принадлежит американским президентам. При этом удивительно, но шестое место досталось Джорджу Бушу, нынешнему президенту (в других странах действующие политики не входили в список), опередившему, к примеру, самого Франклина Рузвельта. Во главе немецкого списка тоже политик -- Конрад Аденауэр, имя которого связано с послевоенным возрождением Германии и ее «вставанием с колен». Но что примечательно -- на третьем месте Карл Маркс: этот философ и экономист опередил и Гете, и Бисмарка, и Эйнштейна.

У португальцев на первом и втором месте заклятые противники: диктатор Салазар (обратите внимание -- первое место) и Алвару Куньял, активный борец с фашистским режимом Салазара, лидер Коммунистической партии. Великий путешественник Васко да Гама -- лишь на десятом месте. (Характерно, что Испания не проводила конкурс: предсказать, что Франко был бы в числе лидеров, несложно.)

Наиболее сбалансированным выглядит список французов. Они не стали исключением и поставили на первое место политика -- основателя нынешней Пятой республики Шарля де Голля. Зато дальше -- актеры, писатели, ученые: Пастер, Гюго, Пиаф и на седьмом месте опередивший самого Мольера комик Бурвиль.

Самыми же аполитичными оказались бельгийцы. У них кроме короля Бодуэна I все остальные деятели культуры, включая художника комиксов. И это из двадцати человек, так как в Бельгии вообще два списка -- отдельно валлонский, отдельно фламандский. И они разные. Сошлись только на знаменитом велогонщике Эди Мерксе и певце Жаке Бреле, которого французы считают своим шансонье. Любопытно, что в валлонский список вошел Жорж Сименон, который родом из Бельгии.

В едином африканском списке -- сплошные политики и общественные деятели, борцы с колониализмом и апартеидом. При этом на ведущих местах ныне живущие правители: на первом -- популярный во всем мире Нельсон Мандела, а на третьем -- осуждаемый всем миром диктатор Роберт Мугабе.

Вот такие неоднозначные имена представлены во всех национальных конкурсах. У кого-то больше, у кого-то меньше. Мы не исключение.

Вопрос лишь в том, кто же придет к финишу первым. Это как на любых выборах: претенденты могут быть самые разные, в том числе одиозные, но важно лишь кто победит. Ждать, когда «именем Российской Федерации» будет провозглашен один из претендентов в нашем списке, осталось недолго. И все еще может быть. Я лично готов к любым сюрпризам. Ведь странно было поначалу видеть среди имен шорт-листа Бориса Ельцина -- крайне непопулярную нынче политическую фигуру. Хотя скоро он куда-то «пропал». Теперь непонятно откуда и почему появились маршал Рокоссовский и писатель Достоевский. Маршал Победы Жуков давно и прочно обосновался в десятке, но вряд ли обгонит своего генералиссимуса. Хотя с учетом недавних событий в Южной Осетии впору вызывать дух генерала Ермолова. С началом учебного года, возможно, вырастут шансы Пушкина. А тут еще после смерти Солженицына и его срочно включат в список. Шоу должно продолжаться.

Анатолий БЕРШТЕЙН