Время новостей
     N°149, 18 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2008
...И бабки целы
Финансовый план на 15 лет призван спасти пенсионную систему
Министерство финансов готово внести на рассмотрение в правительство долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Последнее время все говорили о снижении налогов, но, судя по уверенному настрою главы Минфина -- вице-премьера Алексея Кудрина, этого не случится. Главная новация финплана -- реформа единого социального налога, которую в ведомстве называют возвратом к эффективной ставке 2005 года. Реформа запланирована в три этапа, причем уже на первом вводится обязательный страховой взнос с работника, фактически косвенный подоходный налог.

В пятницу вице-премьер -- министр финансов Алексей Кудрин уделил три часа своего времени журналистам, чтобы разъяснить, что будет происходить с государственными финансами в ближайшие 15 лет.

«Главный вызов финансовой системе страны -- дефицит пенсионной системы. Нужно не только удержать пенсию (в ее нынешнем соотношении с заработной платой. -- Ред.), но признать, что она не соответствует достойному уровню», -- поставил цель г-н Кудрин. Но рост пенсий нужно обосновать повышением доходов. «Мне непонятно, когда говорят о снижении налогов. Получается, что у нас как будто в разных параллельных мирах -- одновременное повышение расходов и снижение налогов. А когда говорят о сбалансированности, приходит отрезвление», -- упрекнул министр коллег. «Налоговая нагрузка нашей экономики существенно ниже, чем в других странах. И мы сознательно поддерживаем этот уровень для стимулирования развития, модернизации. Но по мере роста качества жизни налоговая нагрузка должна повышаться, это неизбежная тенденция», -- уверен главный финансист.

Сейчас структура налоговых доходов такова, что мы оказались в зависимости от таможенных платежей и налога на добычу полезных ископаемых, поступления от которых из года в год растут. Но с модернизацией экономики и переходом к инновационной структуре основной источник -- нефтегазовые доходы падают, а компенсация за счет инновационного роста будет лишь в перспективе. При этом прочие доходы существенно сократились, особенно ЕСН, который обеспечивает пенсионную систему, -- поступления от него упали с 7,3% в 2000 году до 5,6% в 2007 году от всех доходов налоговой системы.

Главным образом снижение доходов казны от ЕСН происходит из-за того, что не индексируется регрессивная шкала зарплат. «Эффективная ставка ежегодно падает на 1--2%, -- недоволен г-н Кудрин, -- а мы все еще живем при постоянно растущих расходах, в том числе при росте пенсий, темпами, опережающими инфляцию».

Если ничего не делать -- сохранить ЕСН, зафиксировать объемы поддержки из госбюджета, получится инерционный сценарий, когда коэффициент замещения (отношение средней пенсии к зарплате) с 26,2% в 2010 году падает до 12,5% в 2023 году. «Мы считаем, что ухудшать коэффициент нельзя, нужно выходить на уровень 30% и сохранить его, -- говорит г-н Кудрин, и Минфин готов ответить за свои слова. -- Мы нашли источники, как с точки зрения расходов можно дать больше, а с точки зрения повышения ЕСН -- более щадяще».

Минфин пока не видит наличия развитой системы добровольных пенсионных накоплений, а значит, государству рано отказываться от ответственности за старость своих граждан. Впрочем, ответственность власти поделят как с работодателями -- плательщиками ЕСН, так и с работниками, для которых введут новый обязательный платеж.

Чтобы обеспечить стабильный рост пенсий до десяти прожиточных минимумов пенсионера в 2050 году, Минфин предлагает следующие меры.

Во-первых, с 2010 года россияне моложе 1967 года рождения начнут отчислять дополнительно 3% страховых взносов от зарплаты до 1,1 млн руб. в год на накопительную часть пенсии. «Нам нужно держать значительную часть обязательных платежей, иначе гражданин сам не побеспокоится», -- заявил глава Минфина. Этот взнос минимален, его введение не должно вызвать уход зарплат в тень.

Во-вторых, одновременно начнется постепенная реформа ЕСН. Ставку на первом этапе оставят неизменной, но регрессивную шкалу зарплат поднимут почти в четыре раза -- с 280 тыс. до 1 млн 100 тыс., начиная с этой суммы ставка налога падает до 10%, свыше 2,3 млн -- ставка 2%. Ежегодно будет проводиться индексирование шкалы на уровень роста средней зарплаты. Дополнительные доходы в размере 2% от налогооблагаемой зарплаты будут направляться в фонд обязательного медицинского страхования, 1% -- в Пенсионный фонд.

Внутри ЕСН также произойдет перераспределение финансовых потоков. Предлагается полностью отказаться от зачисления части ЕСН на выплату базовой части пенсии -- 6% -- в федеральный бюджет, эти деньги будут направляться напрямую в Пенсионный фонд. Половина взносов на накопительную часть пенсии -- 3% -- будет направлена на финансирование текущих пенсий. Сейчас 26% распределяются следующим образом: 6% -- базовая часть пенсии, 14% -- страховая, 6% -- накопительная. После изменения структуры будет так: 6+3% -- базовая часть, 14% останется страховая, 6%, из которых 3% -- за счет работодателя, 3% -- за счет обязательных взносов -- накопительная. «Мы решаем сразу две проблемы: финансирование текущих пенсий и вовлечение граждан в формирование пенсионных прав на будущую пенсию», -- пояснил вице-премьер.

В-третьих, с 2010 года начнется реформирование нефтегазовых фондов -- они будут использованы для повышения пенсионного обеспечения. Норматив Резервного фонда снизится с 10% ВВП до 6%, из Фонда национального благосостояния (ФНБ) запланирован трансферт в размере 0,6% ВВП для дополнительного пенсионного обеспечения. ФНБ дадут больше возможностей для зарабатывания денег, предполагается, что до 2014 года для трансферта будет хватать инвестиционного дохода, затем начнется постепенное исчерпание, и к 2027 году оба фонда обнулятся.

В-четвертых, будут увеличены трансферты в Пенсионный фонд из федерального бюджета, они потребуются для валоризации (восстановления ценности) пенсий граждан, вышедших на заслуженный отдых до 1991 года.

На этом реформа не закончится. В 2013 году придет час расплаты для отраслей, которые используют досрочный выход на пенсию для своих работников. Бюджет больше не будет брать на себя финансирование этих выплат, взамен будут рассчитаны дифференцированные ставки ЕСН для таких отраслей.

В 2020 году ставку ЕСН повысят до 29%. «Это неизбежно, -- говорит министр финансов, -- если мы хотим поддерживать достойный уровень жизни. Сейчас у нас возник запас -- в виде фондов, значительных золотовалютных резервов, но это ненадолго, уже к середине следующего десятилетия наступит дефицит бюджетной системы. Чтобы этого не произошло раньше, нужно принимать меры».

Финплан рассчитан до 2023 года и в этой перспективе действительно позволяет удерживать заданные параметры. А вот дальше нужны новые меры, иначе при сохранении статус-кво коэффициент замещения начинает падать, а дефицит госфинансов расти. В недрах Министерства финансов зреет план повышения пенсионного возраста. Как сообщил источник в ведомстве, чтобы пролонгировать эффект от повышения ЕСН и сохранить уровень пенсионного обеспечения, на который мы выйдем благодаря реформе, с 2015 года нужно постепенно повышать возраст выхода на пенсию до одинакового для всех уровня в 62,5 года.

В итоге, если финплан будет реализован, большинству работников придется платить в казну больше за счет нового дополнительного пенсионного сбора. А пересмотр политики по поддержке ранних выходов на пенсию приведет к тому, что в проигрыше окажутся традиционные отрасли, например образование, где учителя имеют право на выслугу лет, или шахтеры с летчиками -- для их работодателей ставка ЕСН вырастет с 2013 года.

Юлия МИРОНОВА