|
|
N°50, 22 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семь лет -- один ответ
Пошлины на подержанные иномарки повысят, но не сразу
Вчера правительство одобрило основные положения концепции развития российского автопрома до 2010 года. Однако главной цели отраслевые лоббисты еще не добились. Пошлины на подержанные иномарки будут повышены не раньше лета.
Все вопросы, о которых говорилось вчера на заседании правительства, в принципе обсуждались еще 6 июня прошлого года на встрече Владимира Путина с представителями автопрома. Тогда же было принято положительное решение по наиболее принципиальным из них -- повышению пошлин на иномарки старше семи лет и облегчению ввоза комплектующих, не производящихся в России. Казалось, вдохновленные поддержкой президента, автопромышленники быстро добьются воплощения своих планов в жизнь. Однако произойдет это не раньше чем через год после той встречи в Кремле. Один из руководителей аппарата правительства, пожелавший остаться неназванным, сообщил газете «Время новостей», что собственно вопрос о введении повышенной пошлины на иномарки старше семи лет будет рассматриваться не раньше конца весны -- начала лета.
В том, что произошло, отчасти виновато само автомобильное лобби. Если бы не его неуемная жажда получить от государства по максимуму, программа развития автопрома скорее всего давно была бы принята. К примеру, еще на встрече с президентом глава «Сибала» Олег Дерипаска поднимал вопрос о госгарантиях под кредиты, привлекаемые автостроителями. И тогда же получил категорическое «нет» от представителей Минфина. Однако, как рассказал недавно журналистам начальник департамента инвестиций Минэкономразвития Сергей Баев, ряд российских предприятий до последнего пытались «протащить» эту идею в концепцию развития отрасли. Поступали от них, по словам г-на Баева, и предложения предоставить льготы по уплате налога на прибыль и финансирование государством НИОКР. Наконец, российский автопром вкупе с зарубежными автоконцернами Ford и Renault до последнего пытался добиться запретительной ставки ввозных пошлин на иномарки старше пяти лет.
Однако сенсации вчера не случилось. Правительство в целом одобрило концепцию МЭРТ и поручило комиссии по защитным мерам во внешней торговле подготовить предложения по новым пошлинам на машины иностранного производства. Как сообщил глава Минпромнауки Илья Клебанов, запретительные пошлины, как и было решено у президента, введут на семилетние иномарки. Он не назвал размер ставки, но, как было объявлено ранее, она достигнет 70%. Новые авто будут проходить растаможку за 35% стоимости. Правда, источник газеты «Время новостей» в аппарате правительства заявляет: «Если в течение трех лет в России возникнут крупные совместные производства автомобилей высокого качества, то тогда возможно введение 35-процентной пошлины на все иномарки сроком на пять лет. Если этого не произойдет, то и ничего не будет вводиться».
Особую позицию, в принципе поддержанную большинством членов кабинета, высказал глава Минэкономразвития Герман Греф: бороться нужно не только со старыми иностранными машинами, но и с отечественными тоже -- с помощью обязательного страхования. Кроме того, в обмен на защиту от импортного старья перед российским автопромом поставили весьма жесткие условия по качеству. Как сказал вчера г-н Клебанов, к 2010 году все выпускаемые в России автомобили должны соответствовать стандарту Евро-4, вводимому в Европе в 2005 году. Между тем сейчас подавляющее большинство продукции автопрома (как двигатели, так и собственно машины), за исключением лишь вазовской «десятки», не соответствует и вступившему в прошлом году в ЕС стандарту Евро-3. Между тем, по словам Сергея Баева, этот стандарт должен стать обязательным в России уже через два года.
В целом же, как заявляли вчера чиновники, реализация мер, заложенных в концепции, должна привести не просто к увеличению объемов производства российского автопрома до 2010 года практически в два раза, но и к достижению им через восемь лет уровня зарубежных производителей. Правда, пока даже самые восторженные почитатели продукции российского автопрома, похоже, сомневаются в реалистичности задуманного. Не случайно депутат Юрий Маслюков, начавший свою речь в Белом доме с призывов поддержать отечественного производителя и поставить заслон иномаркам, закончил ее словами: «Такое барахло делаем, что и представить трудно». Какие есть возможности превращения «барахла» в нечто более приличное, будет ясно уже в мае -- ко Дню всемирной солидарности трудящихся МЭРТ и Минпром должны представить доработанную концепцию реформы автопрома.
Иван ГОРДЕЕВ