В мэрии Москвы не боятся жалоб в прокуратуру со стороны малых предпринимателей, которые не смогут приватизировать ныне арендуемые у города офисы и производственные помещения. О нежелании столицы распродавать нежилой фонд и сохранить исключительно арендные отношения с бизнесменами вчера от лица столичного правительства еще раз заявили замруководителя департамента имущества Валерий Ануприенко и глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства в столице Михаил Вышегородцев. «Принято однозначное решение -- городское имущество не продавать, и обжалованию оно не подлежит», -- завил г-н Вышегородцев. При этом чиновник полагает, что такие действия не идут вразрез с требованиями президента Дмитрия Медведева, который, собственно, и настаивал на скорейшем принятии закона о «малой приватизации», а в конце июля дал поручение руководству Генпрокуратуры следить за тем, чтобы региональные власти не чинили препятствий бизнесменам. Москва способна сделать малому бизнесу не менее выгодное предложение, а судебных перспектив, чтобы оспорить решение городских властей, не видится», -- заявил «Времени новостей» г-н Вышегородцев.
Свое решение сохранить офисные помещения в собственности города московские чиновники мотивировали, в частности, низкой эффективностью «одноразовой продажи». К тому же в мэрии опасаются повторения ошибок первой волны приватизации в начале 90-х, когда в поисках более выгодного бизнеса собственники помещений выдавили из центра столицы предприятия, оказывающие социально значимые услуги. Управление нежилым фондом позволяет властям Москвы не только менять функциональное назначение тех или иных помещений в зависимости от потребностей жителей конкретного района, но и приносит больший доход, нежели единовременная продажа.
Так, по данным департамента имущества города, из 2,5% доходов бюджета Москвы от управления имуществом 1,8% составляют поступления от сдачи в аренду офисных площадей. И если в этом году прибыль, полученная по договорам аренды, должна достичь порядка 19 млрд руб., то продажа имущества принесет городской казне не более 6,5 млрд. Кроме того, считают в мэрии, право собственности станет для малого бизнеса слишком серьезным обременением. Так, по подсчетам г-на Ануприенко, налог на недвижимость нередко в два раза превышает ставки арендной платы.
В качестве альтернативы частной собственности столичные власти готовы предложить локомотиву среднего класса большее количество нежилых помещений для нужд исключительно малого бизнеса и льготные условия аренды. Так, комплекс земельно-имущественных отношений, по словам Валерия Ануприенко, уже со следующего года намерен сокращать темпы приватизации городских офисных площадей с 78--80 до 32--36 тыс. кв.м. в год. Количество же помещений, предоставляемых малым предприятиям по льготной ставке аренды, должно увеличиться, по данным департамента имущества, с 2,1 до 3,5 млн кв.м. По задумке городских властей, именно этот ресурс станет основой имущественного фонда по поддержке малого предпринимательства, который московские хозяйственники предпочли предложенному федеральными властями механизму содействия развитию малого бизнеса.
Напомним, что в начале августа вступил в силу так называемый
закон о малой приватизации (ФЗ №159 от 22 июля 2008 года), предусматривающий приоритетное право на выкуп помещения без торгов и в рассрочку предприятиями, арендовавшими его ранее в течение трех и более лет. При этом срок рассрочки и предельный размер площади в течение ближайших трех месяцев должны установить региональные власти. В противном случае местным чиновникам придется отдавать муниципальное имущество не по собственным правилам, а по «спущенным» из центра стандартам (федеральный закон устанавливает максимум площади выкупаемого помещения -- 500 кв.м, а срок рассрочки -- пять лет).
Однако еще до того, как документ получил визу президента Дмитрия Медведева, столичные власти пообещали проверить предложенные главой государства меры по поддержке малого предпринимательства на соответствие Конституции. Как вчера рассказал «Времени новостей» г-н Ануприенко, документы, которые могут стать основой обращения мэра Москвы в Конституционный суд России, подготовлены, но теперь эти радикальные меры вряд ли понадобятся. По его словам, обязывая региональные власти дать преимущественное право выкупа помещений малому бизнесу, 159-й закон предусмотрел и возможность сохранения государственного нежилого фонда за местными властями. С условием, что помещения будут «предоставляться на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендой платы) субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру их поддержки». «Федеральный закон предоставил два пути управления имуществом, по которым могут двигаться регионы, и мы выбрали свою форму поддержки малого бизнеса. Тем более что московская специфика под общую копирку не подходит», -- рассказал Михаил Вышегородцев. По словам лоббиста интересов малого бизнеса в правительстве Москвы, у городских предпринимателей в любом случае будет возможность обзавестись собственным офисом. И если на открытом аукционе малые бизнесмены не смогут конкурировать с более обеспеченными конкурентами, то реализуемая департаментом поддержки и развития малого предпринимательства программа строительства многофункциональных бизнес-центров даст им реальный шанс.
Что касается собственно процедуры распределения резервов имущественного фонда, то договоры аренды по-прежнему будут заключаться на конкурсной основе. Однако уже сейчас, по признанию чиновников, в связи с ажиотажем на помещения во время аукционов нивелируются все льготы (льготной для малых предприятий является стартовая цена), и стоимость аренды в результате нередко на 30--40% превышает рыночные показатели. Восстановить репутацию системы льготирования малого бизнеса в департаменте имущества города надеются с помощью закрытой формы подачи заявки, когда предприниматель свои предложения о цене лота будет подавать в запечатанном конверте. При этом г-н Ануприенко отмечает, что более выгодной ставка аренды будет главным образом для малых предприятий, занятых в приоритетных для города отраслях, таких как инновации, высокие технологии, бытовое обслуживание, социальная сфера и ЖКХ.
Представители бизнес-сообщества, особо и не ожидавшие от городских властей легкого расставания с имуществом, отмену льготной приватизации в Москве восприняли даже с некоторым облегчением. «Эти заявления городских властей лучше, чем ничего, это шаги в правильном направлении, тем более что в некоторых регионах никаких льгот вообще нет, -- заявил «Времени новостей» вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владислав Корочкин. -- Право выбирать форму работы с предпринимателями, будь то льготная продажа помещений или создание имущественных фондов, у региональных властей есть». Другое дело, что в зависимости от принятых на региональном уровне документов, регламентирующих процесс взаимодействия муниципалитетов с бизнесом, по его словам, и тот и другой механизм может стать непрозрачным и допускать злоупотребления. «То, что чиновники где-то кого-то пытаются выдавить из помещения или продать его в обход арендатора, имеет место», -- утверждают в «Опоре России».
В то же время предприниматели не разделяют мнения московских чиновников о том, что у руководителей регионов, распродающих арендные офисы малому бизнесу (как, например, в Санкт-Петербурге), «голова повернута не туда». «Чем больше независимых хозяйствующих субъектов, тем стабильнее ситуации в стране -- как с точки зрения экономического развития, так и с точки зрения развития общества», -- считает г-н Корочкин.