|
|
N°50, 22 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аграрии хотят ограничить импорт сахара
Они просят правительство ввести дополнительные пошлины
Сегодня рабочая группа Комиссии по защитным мерам во внешней торговле рассмотрит вопрос о введении временной специальной пошлины на импорт сахара-сырца. Таким образом Союз сахаропроизводителей, объединяющий основных игроков этого рынка, пытается поднять рентабельность отечественного свеклосахарного производства. Однако далеко не все участники рынка верят в то, что власти поддержат инициативу аграриев.
Россия -- крупнейший мировой импортер сахара. В прошлом году, по данным Союза сахаропроизводителей, в страну было ввезено 5,4 млн тонн сырца. Существует и внутреннее свекловичное производство -- около 1,5 млн тонн. Импорт сырца квотируется. В последние два года квота составляла 3,65 млн тонн. Она распределялась между импортерами на аукционах. Сырец, ввезенный в рамках квот, облагается таможенной пошлиной в 5%, но не менее 15 евро за тонну. За тонну сверхквотного сырца импортер платит 40%, но не менее 120 евро за тонну.
Связаться с председателем совета Союза сахаропроизводителей Юрием Михайловым и обсудить с ним сегодняшнее заседание комиссии газете «Время новостей» не удалось. Тем не менее, по нашим данным, именно союз инициировал обсуждение проекта повышения ввозных пошлин на сахар. Он направил в комиссию письмо «О защитных мерах от излишнего импорта сахара в 2002 году». Нынешняя конъюнктура мировых цен может, как сказано в документе, привести к тому, что компаниям будет выгоднее завозить сверхквотный сырец, чем производить свекловичный сахар. Чтобы этого не произошло, союз просит ввести с 1 апреля по 30 июня защитную меру -- спецпошлину в 20%, но не менее 120 евро за тонну сырца, и 15%, но не менее 90 евро за тонну белого сахара.
«Нынешний уровень цены 350 долл. не устраивает производителей сахара из свеклы, -- говорит ведущий аналитик Информационного агентства сахарной промышленности (RSI) Александр Власов. -- Для того чтобы к сезону поднять цены, союз пытается «протащить» специальную пошлину на сырец». По словам руководителя аналитической службы Международной сахарной компании Дениса Соколова, «внутренние запасы сахара весьма велики, и сейчас действия основных игроков направлены на то, чтобы они уменьшились». Временная спецпошлина, продолжает г-н Соколов, «неплохо укладывается в эту концепцию».
Конечная цель большой игры, затеянной сахаропроизводителями, -- увеличение внутренних цен на сахар почти в два раза. «Чтобы свеклосахарное производство стало рентабельным, внутренняя цена на сахар должна быть 500--510 долл. за тонну, -- говорит гендиректор компании «Русагро» Вадим Мошкович. -- При нынешней цене на сахар на внутреннем рынке 340 долл. за тонну выращивание свеклы является заведомо убыточным». Более того, по его мнению, повышение пошлины на сырец до 120 евро не исправит ситуацию -- необходимо увеличить ее до 250 евро. «В США, например, в период низкой внутренней цены на сахар государство выплатило фермерам компенсацию в виде сахара в размере понесенных издержек за закопанные 50 тыс. га сахарной свеклы, когда расчеты показали, что затраты на ее уборку не окупятся, -- продолжает г-н Мошкович. -- Таким образом, убрали определенный излишек с рынка, цена пошла вверх, и свеклопроизводители не пострадали».
Но с предложениями союза согласны немногие. «Временная специальная пошлина скорее всего не пройдет -- для ее введения нет никаких объективных предпосылок, -- заявил газете "Время новостей" руководитель Объединенной продовольственной компании Михаил Гамзин. -- Утвержденных параметров, что считать демпингом, нет. С нашей точки зрения, вопрос не проработан и вынесен на рабочую группу слишком рано».
Между тем многие аналитики напоминают, что временные спецпошлины, да еще вводимые так быстро -- скорее экстренная мера регулирования рынка. «Такие действия не укладываются в рамки здравого смысла: у нас есть тарифная квота, есть сезонная пошлина, -- говорит один из аналитиков, пожелавший остаться неизвестным. -- Спецпошлину логично было бы применять, если бы стояла угроза, например, демпингового внеквотного импорта. Но о каком демпинговом импорте можно говорить при пошлине в 120 евро?»
Второй вопрос, который сегодня обсудит рабочая группа, -- режим импорта сахара на 2003 год. И здесь, похоже, предстоит нешуточная лоббистская борьба. По информации газеты «Время новостей», рабочей группе предложено несколько вариантов. Наиболее вероятны два. Один предполагает сохранение аукциона, увеличение тарифной квоты на 10% -- до 4 млн тонн -- и повышение пошлин на квотный сырец до уровня не менее чем 90 евро за тонну, на внеквотный -- 180 евро. Такой вариант аналитики называют более-менее логичным. «Основная задача была -- увеличение специфической составляющей внутри квоты (сейчас она составляет 15 евро, если же постановление будет принято в нынешнем виде, -- 90 евро. -- Ред.), и это логичное решение», -- говорит г-н Соколов. По некоторой информации, к квоте, продаваемой на аукционе, может добавиться и так называемое шлагбаумное регулирование: одна часть сырца завозится по квотам, другую -- с немного более высокими пошлинами -- завозят те, кто успевает это сделать, дальше пошлины повышаются еще сильнее. Но, по мнению г-на Соколова, «шлагбаумное регулирование» рынка вряд ли пройдет: это сложно с технической точки зрения, да и возможностей для коррупции масса. Вадим Мошкович приводит другие аргументы против: «Шлагбаум» мог быть возможен, если бы Россия закупала 2--3%, а не 40% от объема свободной мировой торговли сырцом».
Другой вариант внесен Союзом сахаропроизводителей. По информации г-на Гамзина, союз предлагает пошлины в 110 евро за тонну на импорт квотного сырца и 220 -- на внеквотный (в январе союз писал письмо в правительство с просьбой установить высокую плоскую пошлину -- 250 евро за тонну-- и вообще отказаться от квотирования). Союз настаивает на квоте в 3,65 млн тонн, однако готов и на увеличение до 4 млн тонн в 2003 году.
Но аналитики отмечают, что если рабочая группа одобрит вариант, предлагаемый союзом, окончательные цифры пошлин на квотный сырец могут быть несколько ниже -- на уровне 180--190 евро за тонну.
Анфиса ВОРОНИНА