Время новостей
     N°147, 14 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2008
Виталий Мутко: Работы выше крыши
Министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий МУТКО день назад прилетел в Пекин. И сразу отправился на олимпийские соревнования, чтобы глубже вникнуть в суть вопроса и проблемы отечественных спортивных федераций. В пресс-центре пекинского «Акватик-центра» российский спортивный чиновник устроил импровизированную пресс-конференцию для наших журналистов. Ситуацией воспользовалась корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.

-- Виталий Леонтьевич, прогнозы наших спортивных руководителей несколько расходятся с реалиями первых дней Олимпиады. Где вы видите самые «болевые точки»?

-- Олимпиада еще не закончилась. Но мы действительно уступаем в таких видах спорта, где раньше завоевывали медали. Не хочу говорить о причинах. Речь о них будем вести после окончания Игр.

Но некоторые действия, чтобы в будущем избежать подобных ситуаций, мы уже предпринимаем сегодня. Например, в качестве руководителя департамента профессионального спорта нашего министерства мы рассматриваем кандидатуру пловца Дениса Панкратова. Здесь, в Пекине, у меня будет с ним встреча. И я хочу, чтобы он с группой специалистов сразу же включился в работу.

А работа предстоит очень серьезная. Не просто подвести итоги Олимпиады -- собраться и поговорить по принципу «ля, ля, три рубля», потом снять кого-то, назначить на это место нового человека. Нам нужен глубокий анализ по каждому виду спорта, если мы хотим, чтобы через четыре года наши спортсмены в Лондоне выступили достойно. Предстоит проанализировать, разобраться, сделать новую программу, отталкиваясь от пекинских результатов и до следующих Олимпийских игр. И перед каждой федерацией поставить конкретные задачи.

-- Нашим спортом руководят Олимпийский комитет России и «Росспорт», теперь появилось Министерство спорта, которое вы возглавили. Чем должно заниматься ваше ведомство?

-- Трехуровневая структура себя не оправдала. Сейчас у нас есть министерство, агентство и служба. И тем не менее мы можем вписаться в эту схему. Министерство спорта занимается выработкой законов. Сегодня нам необходимо порядка 50 нормативных актов. Это касается самых разных аспектов. Взять, к примеру, нормы питания в разных видах спорта. Этот вопрос до сих пор не утрясен.

Что касается агентства, то сегодня это госпредприятие по оказанию услуг. Допустим, мы приняли государственную или федеральную программу. Министерство спорта подготовило эти документы, а задача агентства -- реализовать, претворить их в жизнь. Конкурсы, тендеры и другое -- функции агентства.

Но нужно убрать амбиции, прекратить друг друга обвинять. Никто не умаляет ничьих заслуг. Работы выше крыши. Но мы имеем факт налицо. Картину маслом, которую все знают и видят.

Да, многое сделано в нашем спорте. Но те возможности, которые нам были предоставлены, и те задачи, которые стоят перед нами, пока неадекватны. В детском, в массовом, в студенческом спорте много нерешенных вопросов и проблем. Нет системы.

Я только вчера прилетел в Пекин. Но уже поездил по олимпийским объектам. Буду встречаться с министром спорта Китая. Был в университете, где проводятся олимпийские турниры. Посмотрите, что они сделали. Это то, что мы хотим повторить во время Универсиады в Казани. Китайцы все спортивные объекты привязали к учебным заведениям. Значит, пустовать они не будут. Станут хорошими центрами подготовки. А у нас институт физкультуры, специализированный вуз им. Лесгафта, какая там материальная база? Никакой. А хотим готовить там помимо тренеров еще и спортсменов. Но тренироваться-то где?

-- Как вы намерены строить свои взаимоотношения со спортивными федерациями?

-- Мы выработали новый механизм аккредитации федераций и сделаем все, чтобы в 2009 году ее провести. В этом документе пять критериев. Очень жестких. К примеру, федерация может не пройти аккредитацию, если отсутствует программа развития вверенного ей вида спорта. Процесс утверждения программы будет не пустым звуком, а сама программа не филькиной грамотой, которую принесли и утвердили. Второй критерий -- кадровый. Президент федерации может быть политической фигурой, но все остальные, начиная с генерального секретаря, должны быть профессионалами с соответствующей квалификацией. Третий момент -- экономический. Федерации должны стать нашими партнерами. Мы подпишем с ними договоры. Но я хочу, чтобы каждая федерация, включая ОКР, открыла свой бюджет, сделала его прозрачным. Чтобы руководители не говорили и не просили государство: дайте нам денег -- а средства спонсоров потом раскладывали бы по карманам. Еще один важный момент. Как я уже говорил, мы должны избавиться от личных пристрастий. А то у нас как получается: если президент федерации не нравится, то и пошел он куда подальше. И гнобят вид спорта, глава которого неугоден, забывая, что за ним стоят люди. Из-за такой позиции мы уже потеряли три-четыре вида спорта. Не хочу говорить, каких конкретно. Кстати, через аккредитацию мы реально можем повлиять на назначение главных тренеров. При этом критерий должен быть один -- профессионализм. И неважно, кто претендует на этот пост -- наш специалист или иностранец.

-- Политика и спорт -- несовместимые понятия. Но эти Олимпийские игры опровергают это высказывание. В офис ОКР каждый день приходит много иностранных журналистов, которых интересует не спорт, а отношение спортсменов, руководителей спорта к происходящему в Южной Осетии. Как вы думаете, не отразится ли это негативным образом на подготовке к Олимпиаде в Сочи?

-- Нет. Сейчас конфликт переведен в политическую фазу. Но я думаю, что будут сделаны выводы с прицелом и на Олимпийские игры в Сочи.

-- То есть сценарий бойкота вы отвергаете?

-- Бойкота не будет.