Время новостей
     N°147, 14 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2008
Юбилей кризиса
В России растет число людей, полагающих возможным повторение августа-98
Прошло десять лет, но мы не стали жить настолько лучше, чтобы стереть из памяти август-98. Всероссийский центр исследований общественного мнения провел юбилейный опрос «Десять лет после дефолта: преодолен ли кризис?». Война, инфляция, юбилей августовского дефолта -- как тут поверить в светлое будущее. Вот россияне и расклеились: согласно последним опросам, большинство полагает, что страна еще не вышла из кризиса десятилетней давности, а число тех, кто опасается повторения дефолта, даже выросло.

36% россиян до сих пор помнят, что дефолт 1998 года нанес серьезный урон их материальному положению, 24% говорят, что дефолт «несколько» ухудшил их состояние. На 22% кризис никак не повлиял, а 3% утверждают, что происшедший дефолт даже улучшил их материальный статус.

Хотя три из пяти опрошенных и говорят о том, что дефолт навредил их материальному положению, немногие пытались с этим бороться в меру своих возможностей. 10% начали больше работать, искали дополнительный заработок, 3% сменили работу, 2% стали больше трудиться на приусадебном участке. Еще часть предпринимала пассивные шаги: 4% начали экономить (снизили потребление, расходы, отказались от отдыха), закупали продукты и вещи, занимали деньги и продавали имущество по 1%. Почти половина опрошенных (46%) в связи с дефолтом ничего особенного не предпринимала, потому что для них ничего не изменилось. Были и такие, кто в тот период «во всем себе отказывал, выживал, голодал» и даже «ничего не успел предпринять, все пропало» (по 2%). Еще 28% не смогли припомнить, делали ли они хоть что-нибудь.

Чуть меньше людей затруднились с ответом, когда их попросили назвать виновников кризиса, -- 20%. Остальные нашли крайних: 57% считают, что ответственность за дефолт несет государственная власть во главе с первым президентом России Борисом Ельциным. С серьезным отставанием на втором месте расположилось «правительство Сергея Кириенко» -- 21%, чуть меньше голосов набрали демократы-реформаторы во главе с Анатолием Чубайсом -- 14%. Еще 9% назвали «олигархов во главе с Борисом Березовским» ответственными за кризис, 6% припомнили другие подробности и обвинили Международный валютный фонд и иностранных кредиторов. 2% возложили вину на коммунистов и их лидера Геннадия Зюганова.

Тем не менее число тех, кто полагает, что страна уже преодолела последствия кризиса, неуклонно растет от года к году -- с 9% в 2001 году до 22% сегодня. 49% наблюдают, как Россия постепенно выходит из кризиса, 19% беспокоятся, что нам еще долгие годы предстоит переживать его последствия. 10% не могут оценить, на какой же стадии находится процесс выхода из кризиса.

Что касается ответа на вопрос: «Возможно ли в течение ближайшего года повторение кризиса-98?» -- оказалось, что пройденные годы не являются гарантией от повторения кризиса. "Чем дальше" еще не значит "тем радужнее или увереннее". 9% опрошенных считают повторение кризиса определенно неизбежным, почти поровну -- 33 и 32% -- выбрали «скорее да» и «скорее нет» соответственно, 6% не верят в дежавю, и 20% затруднились ответить. При этом по сравнению с 2007 годом выросло число тех, кто опасается повторения прошлого: тогда лишь 6% полагали, что кризис однозначно произойдет, и 27% склонялись к тому, что он возможен.

Исследования фонда «Общественное мнение» также подтверждают, что если годом ранее наблюдалась тенденция постепенного снижения числа пессимистов, сейчас она сменилась на противоположную. По данным ФОМ, в 2004 году 33% россиян считали возможным повторение дефолта в стране, в 2007-м -- 27%, в августе этого года «пораженцев» стало уже 37%. Полностью исключали вероятность развития событий по типу 1998 года 30, 44 и 38% опрошенных соответственно.

Конечно, рост числа пессимистов еще не означает, что кризис грядет неизбежно и неумолимо. Но нужно помнить, что все взаимосвязано: с одной стороны, ухудшение ситуации, как правило, вызывает неуверенность и упаднические настроения в обществе, с другой -- общественные настроения (в том числе и потребительское поведение) сами могут служить катализатором кризиса. И разорвать этот порочный круг способны лишь уверенные и профессиональные действия властей.

Юлия МИРОНОВА