|
|
N°50, 22 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осторожно, спор хозяйствующих субъектов
Милиционеров научат, как себя вести в коммерческих конфликтах
Регламентировать действия своих сотрудников во время споров между коммерсантами решило МВД. В последнее время проблему эту поднимали и Владимир Путин, и Владимир Устинов, и Борис Грызлов. И вот, по информации газеты «Время новостей», руководство МВД решило четко расписать действия и позицию своих подчиненных в расследованиях, так или иначе касающихся конфликтов хозяйствующих субъектов. Соответствующие директивы уже почти готовы и вскоре будут разосланы во все милицейские подразделения. Попутно в МВД собираются произвести новые структурные изменения, поскольку, как теперь там признали, с реформой некоторых подразделений министерства, особенно системы борьбы с оргпреступностью, палку все же немного перегнули.
Как отметили в самом ГУБОП, до середины 90-х годов бизнесмены даже высокого уровня во время конфликтных ситуаций вообще предпочитали не обращаться ни в милицию, ни в суды, ни в другие официальные структуры. Проблемы они обычно решали при помощи служб безопасности или преступных группировок. Потом ситуация изменилась, и деловые люди осознали, что намного выгоднее коммерческие споры разрешать руками силовиков. Наиболее ярко это показали многочисленные скандалы с правами владения ценными бумагами. Некоторые коммерсанты, вполне добровольно продавшие или передавшие партнерам акции, недвижимость и т.д., потом спохватывались, решая все вернуть назад. Обычно это происходило, когда предприятие начинало приносить прибыль или на рынке возрастали цены. Законные покупатели отказывались что-либо отдать или доплатить, и тогда прежние хозяева шли в МВД. Там они рассказывали, что ценности у них отобрали под угрозами бандиты, и просили разобраться. Не особо разбираясь, оперативники обычно вызывали автоматчиков и начинали повальные обыски, выемки и т.д. И только потом выяснялось, что спор этот сугубо гражданский и решаться должен в арбитраже, а не сыщиками.
Сейчас представители центрального аппарата МВД, по их заявлению, учли просчеты и к подобным обращениям коммерсантов относятся осторожно. Тот же ГУБОП теперь вначале два месяца изучает такие заявления, выясняя все тонкости конфликта, а если что и изымает -- лишь копии необходимых документов. И только потом оперативники решают, требует ли ситуация возбуждения уголовного дела. Большинство же региональных милицейских служб продолжает работать по инерции, что и стало поводом для создания циркуляра, регламентирующего их действия при споре хозяйствующих субъектов.
Другое намеченное изменение касается непосредственно служб по борьбе с оргпреступностью. После последней, летней, реформы милиции региональные УБОПы получили сразу тройное подчинение: перед местным УВД, УВД федеральных округов и ГУБОП. При этом те же УВД округов, в которые входят в основном сотрудники бывших РУБОПов, ГУБОП не подчиняются. В результате такой многослойности и неопределенности возникли серьезные проблемы. УБОПы по решению местных властей вынуждены заниматься всем, чем ни попадя, включая мелкие кражи. Как отмечают оперативники, мафия, видя это, начинает с каждым днем вести себя в регионах все более нагло. Теперь же руководство МВД определило четкие функции УБОПов (в первую очередь это борьба с оргпреступностью), а службы окружных УВД планируют перевести в оперативное подчинение ГУБОП. Будет выстроена четкая вертикаль: УБОПы (наряду с УВД) подчиняются ОРБ округов, а те -- ГУБОП.
Александр ШВАРЕВ