Время новостей
     N°147, 14 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2008
Перепрограммирование
Образование перестанет быть нацпроектом
Приоритетный национальный проект «Образование» может претерпеть трансформацию, превратившись в «простую» государственную программу. О такой возможности сообщил на днях вице-премьер Александр Жуков, в обязанности которого входит в том числе курирование нацпроектов. «В октябре этого года состоится заседание президентского совета по нацпроектам, где мы будем рассматривать вопрос о трансформировании в том числе и нацпроекта по развитию образования в госпрограмму», -- заявил замглавы правительства.

«На мой взгляд, нельзя говорить о понижении статуса программы реформирования образования», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член общественного совета при Минобрнауки, ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Напротив, полагает эксперт, речь идет о превращении проекта, ограниченного более или менее определенным сроком действия, в долгосрочную государственную стратегию. «Я очень этому рад, поскольку любую проектную деятельность невозможно длить бесконечно, -- подчеркнул г-н Адамский. -- Если механизмы, запущенные в ходе реализации разного рода экспериментов, инновационных программ и «пилотных проектов», признаны успешными, то нужно распространить их на обычную практику».

Вице-премьер Жуков пообещал, что в рамках госпрограммы не только сохранятся основные направления нацпроекта, но и будут «рассмотрены и некоторые новые направления поддержки образования как на федеральном, так и на региональном уровне». Останутся прежними и темпы увеличения государственных расходов на развитие российских школ, заверил зампред правительства. По словам г-на Жукова, всего на реализацию нацпроекта в нынешнем году из федерального и местных бюджетов было выделено более 43 млрд руб. «В целом средства, которые страна тратила в последние годы и будет тратить на образование, увеличиваются каждый год примерно на 20--30%, -- подчеркнул вице-премьер. -- И в дальнейшем эта тенденция сохранится».

Впрочем, как утверждает министр образования и науки Андрей Фурсенко, субсидии регионам в рамках нацпроекта в этом году увеличены не будут, хотя многие губернаторы были бы не прочь получить дополнительные федеральные средства. «Национальные проекты -- это не только то, что идет из федерального центра, -- подчеркивает г-н Фурсенко. -- Это комплексные проекты, и роль регионов здесь и с точки зрения реализации, и с точки зрения финансирования велика и превышает те средства, которые идут из федерального бюджета».

«Когда нацпроект будет преобразован в государственную программу, у регионов, в которых уже действуют механизмы эффективного расходования средств, будет возможность получать не конкурсное финансирование, а штатное государственное финансирование в большем объеме, -- считает Александр Адамский. -- Если дотационный регион благодаря нацпроекту ввел эффективное расходование средств, новую систему оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование и т.д., он сможет претендовать на увеличение финансирования своих расходов».

Соответственно тем, кто не справился, увеличение денежного потока из центра не светит. По ходу подведения итогов реализации нацпроекта выяснилось, что не все регионы смогли освоить даже те средства, которые были выделены. «В июле рассматривалась ситуация в 12 регионах, участвующих в реализации комплексных проектов, которые не в полном объеме выполнили обязательства прошлого года», -- напомнил Андрей Фурсенко, пояснив, что трем регионам в итоге было снижено финансирование. В целом же вице-премьер Жуков пообещал «более предметно разобраться в вопросах целевого использования, эффективности и освоения бюджетных средств, направляемых в значительных объемах на реализацию инновационных образовательных программ».

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки