|
|
N°146, 13 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перезагрузка конфликтов
Российские эксперты о послевоенном будущем Южной Осетии
О будущем Южной Осетии по окончании войны, ее территориальном статусе и вариантах присутствия России в регионе корреспондент «Времени новостей» Наталья РОЖКОВА спросила представителей российского экспертного сообщества.
Алексей АРБАТОВ, директор центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений:
-- Сначала надо убедиться, что огонь прекращен. Далее Грузия должна полностью прекратить огонь и вывести свои войска с территории Южной Осетии, никакие грузинские миротворцы там не могут больше оставаться -- ситуация изменилась, надо было раньше думать. Я полагаю, что Россия оставит свой крупный контингент в Южной Осетии и в Абхазии и не выведет войска, пока не будет полной уверенности, что грузинская сторона снова не попытается решить эту проблему силовым путем. Если Грузия все-таки вступит в НАТО или получит План действий по подготовке к членству в НАТО, не будет никакой уверенности, что она не возобновит попытки вернуть себе силой эти две территории, уже будучи членом НАТО и имея поддержку всех 27 членов блока, включая США. И может быть, даже имея иностранные войска на своей территории. Поэтому я полагаю, что Россия согласится на сокращение военного контингента в регионе, только если будет гарантия, что Грузия не вступит в НАТО. В противном случае Россия может увеличить свой контингент, а в дополнение еще и создать буферную зону, как Армения вокруг Карабаха. Возможно, Россия также выдвинет требование о разоружении грузинской армии, потому что больше возможностей держать такую армию у Грузии нет. Думаю, тяжелое оружие Грузии следует сдать, пусть останутся вооруженные легким стрелковым оружием части внутренней безопасности, полиции. Что же касается статуса как Южной Осетии, так и Абхазии, то я полагаю, что Россия не будет торопиться с этим вопросом, потому что в Грузии еще может смениться власть, произойти демилитаризация, Грузия может остаться гарантированно нейтральным государством. И тогда не будет нужды ставить под вопрос ее территориальную целостность. Хотя, конечно, оба анклава будут иметь особый статус и де-факто являться самоуправляемыми.
Сергей МАРКЕДОНОВ, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа:
-- На мой взгляд, то, что происходит сейчас на Кавказе, фиксирует очень важную тенденцию. Выражаясь компьютерными терминами, происходит перезагрузка конфликтов. Условно говоря, уже прошел первый передел, порожденный распадом СССР, теперь начинается второй передел, порожденный уже собственно коллизиями развития независимых государств. И тут можно попробовать установить свои правила игры. Однако я считаю, что какое-то формальное признание Южной Осетии и Абхазии даже после того, что произошло, не есть задача первостепенной важности. Достаточно того, чтобы эти территории вышли из состава Грузии, дальше время работает в их пользу. Думаю, что Россия будет присутствовать в регионе и определенное признание Западом такого присутствия произойдет. Ведь Израиль тоже очень жестко прессовали за то, что он делал на Ближнем Востоке, но все это закончилось признанием его интересов. Сейчас важно показать, что мы остановились и не пошли на Тбилиси, это сломает некоторые клише Запада. Мне звонил корреспондент одной западной радиостанции в искреннем недоумении: почему российские войска не пошли на Тбилиси? Потому что сейчас уже не Советский Союз! Российская империя и СССР действительно защищали некие идеологические установки: так было в Венгрии в 1849 году, когда мы защищали легитимистские интересы правящей Габсбургской династии, так было в Чехии и Венгрии в середине прошлого века, когда мы защищали коммунизм. А сегодня Россия защищает свои национальные интересы. Процветай, Грузия, под солнцем, но не трогай то, что имеет к нам отношение.
Константин КОСАЧЕВ, председатель комитета Госдумы по международным делам:
-- Обсуждение статуса Южной Осетии было одним из шести пунктов плана, который согласовали президенты России и Франции. Вопрос статуса этих республик находится в руках жителей этих республик. С этим придется считаться и России, и Грузии, и международному сообществу. В этом принципиальное изменение ситуации после известных событий 7 и 8 августа. Я считаю преждевременным инициировать какое-то обсуждение вопроса о статусе этих республик, события скажут сами за себя. У Грузии, к сожалению, нет позиции конкретно по этим конфликтам, для нее это разменная монета в диалоге с западным миром, в первую очередь с США. Грузия осознанно обостряет эти конфликты, чтобы выставить себя в роли жертвы. Я называю это «балтийской тактикой», ее в свое время очень классно использовали три государства Балтии, которые максимально обострили отношения с Россией, через это заручились международной поддержкой и быстро вступили в НАТО и Евросоюз, хотя, признаться честно, далеко не были к этому готовы на тот момент. Тактика примитивная, но эффективная: выставить Россию в качестве угрозы, себя -- в качестве потенциальной жертвы агрессии. Президент Грузии Саакашвили на днях сказал весьма характерную фразу: что Россия воюет не с Грузией, а с США и с НАТО. За этими словами все отношение Грузии к конфликтам в Абхазии и Южной Осетии. Уверен, что нынешнему руководству Грузии совершенно безразлична судьба народов, которые живут на этих территориях, это не более чем фактор большой геополитической игры. Надеюсь, что у России найдутся способы противостоять этой тактике.
Алексей МАЛАШЕНКО, член научного совета Московского центра Карнеги:
-- Даже после этой войны нагнетание вопроса о статусе Южной Осетии и Абхазии, тем более признание их независимости, было бы глупостью. Для России это был бы капкан на юге, мы бы остались абсолютно одни. Нельзя этого делать, во всяком случае так скоропалительно. О будущем этих регионов говорить пока рано, так как нет даже исходных предварительных данных. Не надо поддаваться эйфории. Вот приехал Саркози, начнутся дальнейшие переговоры с Европой -- тогда и посмотрим. А сейчас все на уровне эмоций.
|