|
|
N°146, 13 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сто дней Медведева
За 100 дней, прошедших со дня вступления в должность президента России, Дмитрий Медведев успел удивительно много. Он инициировал судебную реформу и национальный антикоррупционный план, выступил против того, чтобы власть «кошмарила» малый и средний бизнес, предложил мировому сообществу пути преодоления финансового кризиса и сформулировал собственное -- весьма оригинальное -- видение новой концепции общеевропейской безопасности. Президент действует целенаправленно и открыто, он методичен, последователен, спокоен -- в этих в принципе весьма немудреных, но очень редких для России чертах политического стиля, наверное, и заключен секрет ставшей очевидной эффективности его работы.
Цели Медведева («цели развития Российской Федерации» -- он сформулировал их, отвечая на вопросы журналистов перед встречей G8 в Японии) способны разочаровать идеократов: превращение России в развитую страну «с хорошей, сильной экономикой»; эффективная социальная сфера, «которая устраивает наших людей»; преодоление бедности; преодоление коррупции; выстраивание дружеских отношений «с нашими международными партнерами». А курс руководства страны должен быть, по Медведеву, «сбалансированным, без каких-то причуд и изгибов».
В понимании президента национальные ценности прежде всего должны соответствовать традициям, национальной идентичности, быть органичными. Путин избегал разговоров о ценностях. Они, безусловно, есть и у него, но премьер всегда предпочитал, чтобы они проявлялись в деле. Медведев действует иначе -- он предпосылает ценностный набор собственному президентству.
Итак, «базовый набор» Медведева: верховенство закона и борьба с правовым нигилизмом; государство должно быть правовым; «экономика» -- значит экономика рыночная; «право собственности подлежит безусловной защите». Заметив, что человек «более многообразен, чем тот лейбл, который на него обычно наклеивают», президент предоставил критикам право самим нашить этот самый лейбл на мешок с его «базовым набором». Сделаем это и мы: по заявленным ценностям Медведев -- либеральный консерватор.
Еще занимаясь национальными проектами и проводя предвыборную кампанию, Медведев выбрал метод, который можно условно определить как «большой контур». Став президентом, он продолжает делать на него ставку. Подробный и довольно откровенный диалог с различными группами населения и элит о ситуации в политической, экономической, социальной областях становится основой национальной повестки дня.
Какие меры будут положены в основу практической политики? Что конкретно изменится к лучшему в экономике в целом, в отраслях и регионах, в жизни конкретного человека -- «человека большинства»? Медведев старается максимально подробно ответить на эти вопросы. Выступая в различных аудиториях, он не только доносит детали своего понимания ситуации, но и расширяет свое «политическое пространство», вовлекая в орбиту влияния все новые группы населения и элит. При этом главной опорой Медведева было и остается новое большинство, сформировавшееся по итогам парламентских и президентских выборов. Для того чтобы новое большинство продолжало быть постоянным фактором российской политики, а сама политика была эффективной, Дмитрию Медведеву нужно постоянно сплачивать его. Президент говорит о долгосрочных целях, ценностях и конкретных шагах по решению наиболее острых общественных проблем. Чем превращает лояльные группы населения и элит в национальную модернизаторскую коалицию.
Медведев подтвердил тождество национальных целей и приоритетов на ближайшие 15--20 лет с теми, что были заявлены Владимиром Путиным восемь лет назад. В этом очевидная преемственность. В чем же отличия? Глава государства дал ясный ответ -- в акцентах и в стиле: «акценты и внутренней, и внешней политики... безусловно, будут меняться... у каждого президента свой стиль». Политический стиль Медведева, конечно, отличается от стиля Путина. Если попытаться охарактеризовать его максимально кратко, то это -- «плавное течение» (собственные слова президента). Будучи доброжелательным, он отнюдь не «добр» (то есть податлив) a la Горбачев. Он сдержан и недемонстративен в общении. Готовый к диалогу, в главном он никогда не отступает от заранее сформулированной позиции.
Стиль нового президента -- это очевидно -- устраивает новое большинство. Но он разочаровал ту небольшую группу элиты, которая ждала нового «похода на выучку» к Западу, возвращения олигархических групп и несистемных политических игроков, ограничения влияния власти на политический процесс. Ну а ставшая почти общим местом «мягкость» Медведева -- уж точно миф. Например, внешнеполитический курс президента основан почти исключительно на международном праве и экономических интересах России.. Стилистически это означает жесткий диалог. И -- торг.
Телеимидж Медведева вполне органичен. Органичен в двух смыслах -- самому президенту и новостному телепространству. Президент спокойно и компетентно обращается к представителям элиты и различным группам населения по вполне конкретным поводам. Роль диалога и дискуссии в этом общении постепенно возрастает, что также естественно: президент осваивается в своей роли и стремится ответить на максимально возможное количество запросов. Ни общее восприятие Медведева гражданами, ни его рейтинг доверия в результате транслирования именно такого (подчеркнем еще раз, органичного, а не специально конструируемого) имиджа за время президентства никак не пострадали.
(Полная версия статьи будет опубликована в «Русском журнале»)
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций