|
|
N°50, 22 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Курить дешевле чем рулить
У Сергея Шаталова не кончаются налоговые идеи
Минфин не устает совершенствовать налоговую систему. Вчера первый замминистра финансов Сергей Шаталов презентовал правительству очередную налоговую новинку: транспортный налог.
Фискальное новшество предполагается запустить с 1 января 2003 года и касаться оно будет владельцев самых разнообразных транспортных средств: от мотороллеров, автомобилей, до мотосаней, гидроциклов, яхт и самолетов. Не попадают под налоговый пресс только весельные лодки и маломощные моторки, инвалидные автомобили, промысловые морские и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которые принадлежат организациям-перевозчикам. Всем прочим, в том числе и государственным предприятиям платить придется.
Новый налог, (он вводится вместо двух действующих налогов -- с владельцев транспортных средств и на водно-воздушные транспортные средства) -- региональный и будет полностью поступать в бюджеты субъектов. Конкретные налоговые ставки и льготы будут устанавливаться региональными законодателями. В НК же будут указаны предельные ставки. И, как успокоил членов кабинета г-н Шаталов, для большинства автомобилистов нагрузка не будет чрезмерной. Для машин мощностью до 100 лошадиных сил ставка составляет всего лишь 10 рублей за одну «лошадку». А по статистике из 19 млн автомобилей мощность 18, 7 млн -- не превышает этого показателя. Учитывая, что региональные ставки, по расчетам Минфина, составят процентов пятьдесят от предельной ставки, обычный автовладелец должен будет платить в год не более 300-350 рублей. По-настоящему раскошелиться придется лишь обладателям 600-ых «Мерседесов». Им придется отдавать в казну 1 тысячу долларов, а то и больше (по максимуму, обладатель «шестисотого» должен платить в год 60 тысяч рублей. -- Ред.). После этого заявления г-на Шаталова в зале повисла тишина. Возможно, министры задумались, не стоит ли поддержать отечественный автопром личным примером. А, возможно, члены кабинета прониклись социальным пафосом пояснительной записки к закону о том, что дифференциация налоговых ставок «направлена на усиление социальной справедливости , так как максимальные ставки предусмотрены по более мощным, а значит и более дорогим автомобилям», кроме того, катерами, яхтами и самолетами также владеют «физические лица и организации с достаточно большими финансовыми возможностями».
Однако, представители силовых ведомств, ознакомившись с таблицей ставок, обеспокоились не на шутку. В частности, опасения о чрезмерных расходах на содержание мощной техники выразил глава МЧС Сергей Шойгу. Впрочем, изобретение Минфина явилось сюрпризом не только для МО и МЧС. Министр транспорта Сергей Франк тоже узнал о транспортном налоге только в 5 утра. И в 7 собрал совещание, чтобы обсудить новшество, а также последствия отмены налога на пользователей автодорог.
Это, впрочем, было известно еще в 2000 году. Тогда правительство пошло на компромисс под давлением мощного лобби, поддерживающего дорожные фонды, и согласилось сохранить этот налог еще на два года, сократив его с 2, 5 до 1%. Кроме того, отмена этого налога полностью соответствует установке на отказ от оборотных налогов. Правда, как признал вчера г-н Шаталов, бюджеты теряют весьма приличные деньги: в прошлом году в казну поступило 129 млрд рублей, а в этом году эта сумма должна возрасти до 154 млрд. Частично компенсировать потери региональных бюджетов от отмены налога на пользователей автодорог кабинет планирует путем перераспределения части налога на прибыль. С будущего года, как заявил г-н Шаталов, в региональные бюджеты будет поступать не 14,5%, как сейчас, а 16% налога. Федеральная казна соответственно получит 6% вместо 7, 5%. (еще 2% остаются на местах. -- Ред.)
Впрочем, доходы федерального бюджета планируется увеличивать за счет других источников. В частности, предлагается проиндексировать в 1, 8 раза ставки земельного налога и арендную плату за землю. Сейчас, заметил г-н Шаталов, за использование земель сельскохозяйственного назначения взимается налог -- меньше стоимости пачки сигарет.
Что же касается сигарет, то в отношении этих табачных изделий Минфин предлагает новшество, куда более оригинальное, чем транспортный налог. Если на табак трубочный, курительный, сигары и сигариллы по-прежнему сохраняются твердые акцизные ставки, увеличенные на 15%, то для сигарет вводится принципиально новая система акцизного обложения. Акциз предлагается взимать комбинированный -- специфически-адволорный. С 1 тысячи сигарет без фильтра и папирос будет взиматься 19 рублей и еще 5% от стоимости. Для сигарет с фильтром эта ставка будет соответственно 50 рублей с тысячи штук плюс 5%. Акцизы индексируются на 70% . При этом сам Минфин признает, что доля акциза в цене сигарет составит всего16% , что меньше, чем несколько лет назад.
Члены кабинета, возможно, потрясенные обилием творческой энергии Минфина, табачную реформу восприняли без комментариев. МНС, которому и предстоит использовать сложный механизм налогообложения на практике выразил свое скептическое отношение в своем заключении. По мнению налоговиков, « установление единой налоговой базы для комбинированной налоговой ставки невозможно, поскольку налоговая база не может одновременно определяться по натуральным и стоимостным показателям».
Впрочем, мирное обсуждение табачной проблемы в Белом доме обманчиво. Позиционные бои идут уже несколько месяцев. Генеральное сражение развернется в Думе, независимо от того, в каком виде закон будет внесен туда. Смешанную систему лоббируют «Бритиш Америкэн Табако» и российские компании -- «Балканская звезда», «Донской Табак» и «Нево-табак». За сохранение специфической системы выступают Филип Моррис и и ряд других табачных компаний. Разность позиций обусловлена интересами сугубо экономическими: в частности, долей дешевых сигарет в объеме выпускаемой компаниями продукции. Дешевый товар выпускается всеми производителями. Но у первой группы его больше. Естественно, смешанная система для них выгоднее и дает им серьезное конкурентное преимущество ( 5% с пачки стоимостью 5 рублей или 25 -- почувствуйте разницу). Для бюджета проще было бы просто повысить табачные акцизвы раза в 3. Учитвая, что при общем росте потребительских цен в 1,5 раза за последние 3 года, цены на табак выросли всего на 3%, это было бы, вполне нормальным считает, депутат-яблочник Алексей Мельников, выступавший вчера с этим на правительстве. Однако в Думе достаточно и сторонников смешанной системы ( например, экс- министр сельского хозяйства Семенов), полагающих, что преференции для дешевых сортов табака необходимы, учитывая, что народ живет тяжело.
Впрочем, акцизы на другие любимые народом товары тоже будут увеличены :на водку и вина на 15%, на пиво -- аж на 25%. Правда, по словам г-на Шаталова, на ценах это сильно не скажется. Куда серьезнее, на 70% вырастут акцизы на бензин, дизельное топливо, моторные масла. Последнее неприятно удивило министра энергетики Юсуфова. Он попытался возмутиться, что Минэнерго не в курсе того, что повышаются акцизы на сырье, добыча которого контролируется его министерством, например, на газ. Его успокоили тем, что по газу все остается по-прежнему, меняются же только акцизы на продукты переработки нефти.
Неизменными остаются акцизы -- 5% -- и на ювелирные изделия. Впрочем, пока, все это предложения Минфина. Минюст например, возмутилсяя отсутвием экономических расчетов по индексациии акцизов. А Михаил Касьянов велел финансовому ведомству в течение недели согласовать проект с заинтересованными ведомствами и внести его в правительство на утверждение. Обсуждать эти налоговые новации кабинет больше не будет. Очевидно, предоставляя лоббистам всех рангов и мастей в качестве более удобной арены Госдуму.
Светлана ЛОЛАЕВА