|
|
N°49, 21 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Утилизация по-немецки
Партия Шредера все глубже увязает в коррупционном скандале
У канцлера Шредера в эти дни отвратительное настроение. По данным опроса общественного мнения, который публикует сегодня журнал Stern, рейтинг социал-демократов опустился до рекордно низкой отметки за два с лишним года -- 33% против 41% у христианских демократов. Шредер всерьез опасается за исход парламентских выборов предстоящей осенью: скандал с пожертвованиями кельнской организации СДПГ, который еще на днях представлялся канцлеру «локальной проблемой», начинает выходить за пределы федеральной земли Северный Рейн -- Вестфалия.
О том, что происходило в Кельне с 1994-го по 1999 год, органы прокуратуры, занимающиеся расследованием этого дела, уже успели составить себе более или менее целостное представление. Фирма по утилизации бытовых отходов Trienekens в середине 90-х по сути «выкупила у местного социал-демократического правительства заказ на сооружение в Кельне высокотехнологичного и дорогостоящего предприятия по сжиганию мусора». В партийные кассы от этой фирмы пошли финансовые «пожертвования». Бывший шеф фракции кельнских социал-демократов Норберт Рютер на недавнем допросе в прокуратуре назвал цифру в 830 тыс. марок. Эти деньги были поначалу «запаркованы» на тайных счетах в Швейцарии, а оттуда мелкими траншами поступали на партийные счета. Как признался тот же Рютер, чтобы избежать налогообложения, эти переводы, каждый в сумме чуть меньше 20 тыс. марок, приходовались в качестве пожертвований самих членов парторганизаций. Партказначей Бацисте выдавал им об этом фиктивные справки, с помощью которых партийцы к тому же списывали налоги с собственных доходов. Таковых среди кельнских социал-демократов, по данным их казначея, 42 персоны, имена которых он, как следует из письма его адвоката кельнской прокуратуре, вроде бы готов назвать. Все они, еще раньше заявил Бацисте, знали, что квитанции липовые.
Кельнская «локальная проблема» усилиями следователей постепенно начинает расползаться за пределы города на Рейне. Новым действующим лицом аферы стал в последние дни обербургомистр Вупперталя Ханс Кремендаль. Он подозревается в том, что в ходе избирательной кампании в коммунальные органы власти получал денежные пожертвования от строительного предпринимателя Уве Клееса -- в обмен на благожелательное отношение к его фирме при распределении госзаказов. Прокуратура насчитала свыше 500 тыс. марок от Клееса, которые поддержали нынешнего вуппертальского обербургомистра в предвыборных баталиях. Как и в Кельне, эти деньги были должным образом отмыты: пожертвование поступило от двух подставных лиц. Одним из них был предприниматель Фред Ноатник из федеральной земли Бранденбург. В понедельник он лично выступил по восточногерманскому телеканалу ORB и чистосердечно в этом признался. Приходится лишь догадываться, куда могут дальше повести неисповедимые пути следователей: именно в конце 90-х в Бранденбурге была сооружена самая современная в Европе установка по очистке сточных вод.
Только что стало известно о новых подозрениях: фирма Trienekens «не обижала» и правящих социал-демократов из Мюльхайма-на-Руре. За какие-то 4,5 тыс. марок, которые прошли мимо финотчета в двух местных парторганизациях, Trienekens обеспечила себе 49-процентное участие в городской фирме по утилизации мусора.
На фоне череды коррупционных скандалов последнего времени сами немцы все чаще называют Германию «подмазанной» или «банановой» республикой. На свет божий выходят факты, прежде немыслимые для немецкого чиновничества, считавшегося абсолютно неподкупным. Одно из последних ЧП: на пограничном КПП с Польшей сотрудник таможни за взятку без очереди пропустил польский грузовик. Похоже, дурные примеры мздоимства руководителей ведущих партий (два года назад в незаконном партийном финансировании были уличены христианские демократы) заразительны.
Министр экономики Вернер Мюллер -- единственный беспартийный в красно-зеленом правительстве Шредера -- заявил вчера, что в самом скором времени его ведомство готовится составить «черные списки» неблагонадежных частных фирм, уличенных в нарушениях законности. Таковые впредь не будут приниматься во внимание при распределении государственных заказов.
Юрий ШПАКОВ, Берлин