|
|
N°144, 11 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Замороженные кошки
Премьера в театре Юрия Куклачева
Несколько лет назад один из телеканалов показал в разгар летней жары «Иронию судьбы» -- смотрелось очень освежающе, рейтинг был высок. Из этих же соображений «работы на контрасте» или просто по привычке готовить сани летом Театр кошек только что выпустил новогоднюю сказку. «Ледяная фантазия» -- совместная постановка Дмитрия Куклачева и Георгия Юнгвальд-Хилькевича.
Скажем сразу: в чем состояло участие в постановке режиссера «Трех мушкетеров» и «Опасных гастролей», выяснить не удалось. Работа Дмитрия Куклачева -- сына основателя театра, которому почтенный клоун собирается передать бразды правления (весной было объявлено о том, что «преемник»), -- предъявлена вполне. Это работа дрессировщика (хотя это слово менее всего подходит человеку, работающему именно с кошками -- укротить их невозможно, с ними можно только договориться, что артист и делает). И все, что связано с работой с животными и работой собственно животных, смотрится замечательно. А так называемый сюжет и так называемая история, рассказываемая в спектакле, не выдерживают никакой критики.
Сюжет обычен для новогодних елок: некий злобный персонаж, на голове у которого алюминиевое ведро, которое начали переделывать в рыцарский шлем да так и бросили посередине (как зовут и кто такой -- неизвестно, потому что спектакль без слов и соответственно по имени никто друг к другу не обращается), похищает у добрых персонажей, наряжавших елку, некоторое количество кошек. И замораживает их (живых артистов изящно прячут, предъявляя статуэтки). Потом та же участь постигает героиню, отправившуюся кошек спасать. Животных она освободила, но сама превратилась в ледяную статую. Явление героя -- девушка спасена, зло повержено. Но эту простенькую историю театр не смог рассказать внятно, и у сидящих в зале детей постоянно возникали вопросы в духе «а это кто?», «а почему?» и убийственное «зачем?». Вашему же вполне взрослому обозревателю страшно хотелось выяснить, почему в зимней сказке героиня одета в какой-то узбекский наряд и почему, ради бога, все герои постоянно пританцовывают, один раз изображая даже нечто вроде балетного адажио.
Но все-таки в Театр кошек люди идут не за тем, чтобы им рассказали какую-нибудь историю. Пусть он и называется театром -- на самом деле это цирк, и работает он по правилам цирка. Начиная с фойе, в котором разгуливает охотно фотографирующийся с детишками клоун и продаются попкорн, воздушные шары и светящиеся палочки, и заканчивая периодическими путешествиями артистов по залу. Когда клоун лезет по стульям амфитеатра, предлагая всем желающим малышам погладить кошку, от восторженного детского визга закладывает уши.
А глядя на некоторые трюки, хочется забыть о правилах приличия и восторженно заорать и вполне взрослым людям.
Ну кошка идет по канату -- нормально. А вот если кошка ползет по канату спиной вниз? Лапами держится за канат сверху, ими перебирает и путешествует через всю сцену? Как вам кошка, идущая на лыжах? Везущая повозку? Бестрепетно сидящая на подставке, пока эту самую подставку человек вертит вокруг себя так, что кошка чуть вниз головой не переворачивается? Когда артистки чуть притормаживают, главный герой (Дмитрий Куклачев) наклоняется и что-то шепчет им на ухо, пару раз ласково проводит рукой по спине -- и возобновляется прежний бодрый темп. Собственно, на сцене явлена простая схема управления артистическим коллективом -- уважение, разговор на равных, побольше ласки (и спрятанная в кулаке подачка, ну как же без нее).
В этом театре прямо во время спектакля можно поиграть с клоунами в большой мяч, подержать в руках путешествующую по залу пушистую артистку и, возможно, вдохновиться представлением так, что взять домой предлагаемого на выходе котеночка. Важно только, чтобы родители потом следили за тем, чтобы ребенок не заставлял сразу кошку ходить по канату. Все-таки у Куклачевых на обучение артистов уходит не один месяц.
Анна ГОРДЕЕВА