Градостроительный совет Петербурга в пятницу принял беспрецедентное решение снести несколько этажей уже построенного здания в зоне исторической застройки. Особую значимость этому решению придает реакция питерских властей: еще в июне этого года губернатор города Валентина Матвиенко назвала
здание товарно-фондовой биржи и соседний с ним жилой комплекс «Финансист» грубой строительной ошибкой. По окончании строительства стало очевидно, что эти две массивные высотки фактически уничтожили самые известные открыточные виды Петербурга -- вид с мостов через Неву на Стрелку Васильевского острова и вид на остров со стороны Исаакиевского собора. Если еще недавно можно было любоваться роскошным закатом, когда на фоне уходящего за горизонт солнца со стороны Невы поднималась колоннада исторического здания Биржи, а со стороны набережных -- купола Успенского собора, то теперь все это закрывают темные параллелепипеды новостройки.
По мнению г-жи Матвиенко, застройщик самовольно нарушил согласованный проект товарно-фондовой биржи, поэтому служба государственного строительного надзора и экспертизы до сих пор не выдала разрешение на эксплуатацию этой «градостроительной ошибки» (заказчиком-инвестором здания товарно-фондовой биржи является ЗАО «Товарно-фондовая биржа СПб», а соседнего здания «Финансист» -- ЗАО «Мировой финансовый и торговый центр», входящее в состав холдинга «Эталон ЛенспецСМУ»). А вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующий вопросы капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, земельной политики, Александр Вахмистров накануне заседания градостроительного совета в радиоэфире заявил, что «правительство города согласится с любым решением совета, каким бы оно ни было».
Заседание градостроительного совета началось с отчета автора «градостроительных ошибок» -- архитектора Дмитрия Ловкачева. Он представил три варианта их исправления. Два -- вариации камуфляжа: осветление верха здания для облегчения его зрительного восприятия -- остекление полупрозрачным отражающим стеклом, покраска верхних этажей в светлый цвет. Третий вариант -- разборка верхних этажей.
Рецензент предложенных вариантов архитектор Святослав Гайкович напомнил собравшимся технические подробности. Оказывается, в цифрах, которые застройщик и проектировщики предлагали на обсуждение экспертам и надзорным органам, есть откровенная фальсификация. Разрешение дано на строительство 16-этажного здания, а реально появилось 18-этажное, два верхних этажа -- технические. Максимально разрешенная высота строительства -- 62 метра, а реальное здание вместе с помпезным полукружным украшением поднялось почти на 68 метров.
"Надо признать, что существование нового биржевого комплекса действительно наносит существенный ущерб классической панораме Васильевского острова, -- сказал г-н Гайкович. -- Причина как избыточные разрешенные параметры, выданные, вероятно, при сильном давлении инвестора-застройщика, так и отступления проектировщика в и без того сильно вольготных рамках".
Выступавшие архитекторы проявили почти полное единодушие: здание необходимо понизить, разобрав верхние этажи. Но чего было больше в этих решениях -- реального профессионализма или желания откликнуться на социальный заказ власти, сказать трудно: градостроительный совет почему-то «упустил» этот проект на стадии его утверждения. Кстати, первое постановление правительства города об этом строительстве появилось еще в 1993 году, когда Петербург возглавлял мэр Анатолий Собчак, а его заместителем был Владимир Путин. Следующее постановление было подписано в 2004 году, уже правительством во главе с Валентиной Матвиенко, но и тогда никто не возмутился завышенными параметрами комплекса.
Испорченным видом исторического Петербурга первыми возмутились питерские СМИ, а не профессиональное сообщество. Градостроительный совет вообще откликнулся лишь на выступление губернатора. Что и понятно: многие из членов совета являются авторами или экспертами в других строительных проектах, которые губернатор Валентина Матвиенко уже тоже назвала «ошибками». "Наша профессиональная задача -- дать оценку проекту, а как добиться его выполнения, это задача администрации города, -- сказал член совета архитектор Сергей Бобылев. -- Если есть политическая воля, вопрос будет решен. Нам важно констатировать, что произошла ошибка, что надо понижать высоту не только биржи, но и соседнего с ней здания комплекса «Финансист». Ведь кроме правовых параметров есть и профессиональная ответственность: мы все время стоим перед выбором -- продавать душу, уступая давлению заказчика, или отказаться".
На выступления членов градостроительного совет автор проекта Дмитрий Ловкачев заметил, что все согласования и разрешения на строительство были получены официально и уже достаточно давно, что все экспертизы пройдены, и теперь заказчикам-инвесторам останется только подавать в суд. Но президент союза архитекторов Владимир Попов напомнил собравшимся, что есть и другие варианты развития событий: снос в Москве гостиницы «Россия», в Париже -- решение о разборе башни Монпарнас. «Я думаю, не надо терять надежды, что когда-нибудь и эти сооружения на Васильевском острове либо уберут, либо понизят, либо еще что-то с ними сделают», -- сказал он.
"Эту ошибку надо исправлять с открытыми глазами, -- подвел итог заседания главный архитектор Петербурга Александр Викторов. -- Да, мы сейчас слишком быстро развиваемся, такой инвестиционной активности не было в городе за последние 80 лет, и это можно назвать ошибками роста. Поэтому надо еще строже относиться к себе, к городу. Мы принимаем решение о снижении этажности этого объекта, и для всех нас это должно быть серьезнейшим уроком, а для застройщиков -- прецедентом".
Компания -- застройщик товарно-фондовой биржи уже озвучила свое намерение через суд добиваться отмены решения градостроительного совета.