|
|
N°143, 08 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Герой федерального масштаба
Командиру батальона «Восток» припомнили довоенное прошлое
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) вчера официально подтвердил информацию об объявлении в федеральный розыск командира батальона «Восток», Героя России подполковника Сулима Ямадаева, о чем днем ранее сообщили чеченские власти. Как разъяснил представитель ведомства, он проходит по уголовному делу об убийстве, возбужденному в мае этого года, но касающемуся событий еще десятилетней давности.
Тогда г-н Ямадаев еще не был офицером российской армии, а числился «бригадным генералом вооруженных сил Ичкерии», то есть являлся простым полевым командиром. Именно поэтому делом г-на Ямадаева занимается не военная прокуратура, которая никак не зависит от властей республики, а «гражданская» -- в лице Гудермесского межрайонного следственного отдела управления СКП по Чечне.
Вступление СКП в противостояние президента Чечни Рамзана Кадырова и братьев Ямадаевых можно расценить как, может, и не окончательную, но серьезную победу главы республики. До сих пор федеральные ведомства в этот конфликт предпочитали не вмешиваться, публично не поддерживая и не критикуя ни одну из сторон. В результате Рамзан Кадыров и Сулим Ямадаев находились в более или менее равных условиях. За главой Чечни были местные правоохранительные органы и административный аппарат, за командиром «Востока» -- верное ему боеспособное спецподразделение, статус российского офицера и Минобороны, которому и подчиняется «Восток». Теперь же Сулим Ямадаев на федеральном уровне официально объявлен обвиняемым в тяжком преступлении, и его надлежит при первой же возможности задержать и отправить в распоряжение чеченских следователей.
Конечно, вся милиция и госбезопасность страны теперь не броситься разыскивать г-на Ямадаева, высматривая его среди прохожих и пассажиров поездов и самолетов. Тем более что сам он особо ни от кого и не скрывается. Еще весной, вскоре после того, как разгорелся конфликт вокруг батальона «Восток», Сулим Ямадаев был временно отстранен от командования подразделением и уехал в Москву, где находился в одном из госпиталей. И где он сейчас пребывает, и в Минобороны, и в других компетентных ведомствах, без сомнения, прекрасно осведомлены.
Однако даже номинальное объявление Сулима Ямадаева разыскиваемым лицом фактически лишает его возможности вернуться в Чечню в прежнем качестве -- представителя влиятельной и неподконтрольной Рамзану Кадырову политической силы. Тем более что теперь уже все братья Ямадаевы, которые этой силой и являются, оказались формально под подозрением. Другой Ямадаев, Бадруди, с минувшей весны также находится в розыске. Ему вменили неисполнение условий пребывания в колонии-поселении (Бадруди Ямадаев еще в начале 2000-х годов получил тюремный срок за покушение на убийство). А в среду, когда было сообщено о розыске Сулима Ямадаева, Рамзан Кадыров при разговоре с главой МВД Чечни, как было указано в сообщении пресс-службы главы республики, «отметил, что необходимо обратить внимание и на действия других братьев Ямадаевых, которые, по его мнению, в той или иной мере могут быть тесно связаны с преступной деятельностью их брата, Сулима Ямадаева». Очевидно, при этом г-н Кадыров мог иметь в виду и Руслана Ямадаева -- также Героя России, бывшего депутата Госдумы.
Кроме того, для самого Сулима объявление в розыск может добавить проблем, и не только сугубо политического характера, но и связанных с элементарной личной безопасностью. Осенью 2006 года в похожей ситуации оказался бывший командир подчинявшейся ФСБ оперативно-боевой группы «Горец» Мовлади Байсаров. После публичного конфликта с г-ном Кадыровым он также был объявлен в розыск по невесть откуда взявшемуся уголовному делу. Его также в Москве никто не искал, более того, г-н Байсаров спокойно давал интервью корреспондентам. Однако в середине ноября приехавшая в столицу из Чечни «группа захвата», в которую почему-то входили высокие чины республиканского МВД, просто расстреляла его в центре города под видом задержания.
Так что пока можно лишь гадать, каким образом дальше будет развиваться ситуация вокруг Сулима Ямадаева. Очевидно, что он сам сдаваться чеченским следователям не поедет -- Руслан Ямадаев уже заявил журналистам, что считает выдвинутые против Сулима обвинения «бредом». Также маловероятно, что военные и федеральные спецслужбы сами выдадут подполковника Ямадаева, поскольку политическая подоплека претензий к нему со стороны Рамзана Кадырова очевидна.
Причем и он сам этого особо уже не скрывает. На встрече с главой МВД Чечни, когда было объявлено о розыске Сулима Ямадаева, президент Чечни уже не стал, как раньше, говорить о преступном характере всего батальона «Восток» и необходимости его роспуска, а, наоборот, отметил, что все дело лишь в его командире. «Я никогда не выступал за расформирование батальонов «Восток» и «Запад», -- сказал Рамзан Кадыров. -- Но считаю, что из-за отдельных личностей не должны страдать все сотрудники военного подразделения. В целом костяк батальона добросовестно выполняет свой воинский долг, а преступные действия командира батальона и группы военнослужащих черным пятном ложились на все Министерство обороны России».
Впрочем, какие именно действия бойцов и командира «Востока» очерняли все военное ведомство, так и осталось непонятно, поскольку уголовное дело против Сулима Ямадаева никак не связано с конфликтом вокруг его подразделения. О том, что отношения между г-ном Кадыровым и братьями Ямадаевыми складывались непростые, неофициально сообщалось давно. Но открытый конфликт разгорелся лишь в минувшем апреле, и поводом для него послужил инцидент на федеральной трассе «Кавказ», когда автоколонна бойцов «Востока» не смогла разъехаться с кортежем Рамзана Кадырова. После этого батальон был взят местной милицией фактически в осаду, стороны обвиняли друг друга в убийствах и похищениях сотрудников. Пресс-служба г-на Кадырова сообщала о причастности подчиненных Сулима Ямадаева к разным преступлениям. В итоге разбираться в ситуации пришлось высшему руководству Минобороны, после чего конфликт вроде как угас. Но теперь командиру «Востока», по сообщению СКП, припомнили историю, происшедшую в декабре 1998 года, когда г-н Ямадаев был еще одним из полевых командиров. По версии следствия, тогда он вместе с некими сообщниками расстрелял в окрестностях селения Джалка местного жителя Бацаева. Родственники его боялись обращаться в правоохранительные органы, но после скандала вокруг «Востока» они осознали, что теперь в Чечне действует закон, и обратились наконец в следственные органы.
Алексей ГРИШИН