|
|
N°143, 08 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокурорские разночтения
У сотрудников СКП стало меньше работы и больше нарушений
В Москве вчера состоялась расширенная коллегия Следственного комитета при прокуратуре России (СКП), посвященная итогам работы за первое полугодие 2008 года. Поскольку это ведомство было сформировано в результате реформы органов прокуратуры и уголовно-процессуального законодательства только в сентябре прошлого года, это мероприятие стало первым в его истории. Глава СКП Александр Бастрыкин вчера в основном рапортовал о наметившихся за это время положительных тенденциях в ведомстве, хотя и допустил немного самокритики. Заместитель генпрокурора Виктор Гринь, наоборот, с улучшением качества следствия категорически не согласился и вообще раскритиковал работу СКП.
Впрочем, ничего удивительного в этом не было. «Обмен любезностями» между двумя ведомствами начался еще даже до создания СКП -- когда только такое решение принималось. В Генпрокуратуре вообще не одобряли реформу органов прокуратуры и УПК, что было вполне понятно. В результате Генпрокуратура лишилась полномочий не только по возбуждению и расследованию уголовных дел, но и в значительной мере по надзору за расследованием дел другими ведомствами. Уже когда СКП начал формироваться, появлялись сообщения о якобы имевших место трениях по поводу раздела имущества и помещений. А когда СКП начал работать, у него возникли разногласия с Генпрокуратурой по поводу самых громких расследований. На этом фоне в конце прошлого года Генпрокуратура учинила проверку СКП, которая, по данным нашего источника, так и не была закончена. В том же духе прошла и вчерашняя коллегия.
Глава СКП Александр Бастрыкин начал свое выступление со статистики снижения преступности. «С начала года зарегистрировано почти 1,7 млн преступлений, или на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года, -- сказал он. -- А общая раскрываемость преступлений составила более 50%. Число нераскрытых особо тяжких преступлений уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 30%, а тяжких преступлений -- на 22%, на 11% в первом полугодии этого года сократилось число убийств и покушений на убийство, на 13% -- изнасилований». Вместе с тем глава СКП подверг критике ряд региональных следственных управлений. «В 22 регионах раскрываемость убийств оказалась ниже общероссийских показателей: в Чечне -- 36%, Ингушетии -- 64%, Дагестане -- 72%, Северной Осетии -- 80%, Москве -- 82%», -- отметил г-н Бастрыкин. В связи с этим он заявил, что может быть поставлен вопрос о целесообразности продления контрактов с рядом руководителей следственных подразделений. Но вместе с тем отметил, что положительных моментов все же больше, чем отрицательных. Так, по словам г-на Бастрыкина, с начала этого года резко возросло количество возбуждаемых преступлений коррупционной направленности.
Игнорировать критику в адрес своего ведомства, которая давно звучит из Генпрокуратуры, г-н Бастрыкин на этот раз не стал и даже поблагодарил прокуроров за их работу по выявлению нарушений у своих следователей. «Следует констатировать, что за минувший период подобных уголовных дел возвращено в пять раз больше прокурорами, которые стали более профессионально и требовательно относиться к надзору за деятельностью следователей», -- сказал глава СКП. По его словам, основные причины для возвращения дел на дополнительное расследование -- неполнота следствия и неквалифицированный сбор доказательств. Результаты некачественной работы, по его словам, видны из приговоров судов -- в этом году судами было оправдано около 600 человек, из них порядка 170 во время предварительного следствия незаконно находились под стражей.
Заместитель генпрокурора Виктор Гринь, правда, «реверансов» главы СКП в адрес прокуроров не оценил и говорил весьма жестко. «Если в первом полугодии 2007 года (когда СКП еще не было. -- Ред.) прокуроры возвратили следователям для дополнительного расследования порядка 460 уголовных дел, то в этом году дел было возвращено около 1,7 тыс., -- сказал он. -- Основная причина таких отказов в подписании обвинительных заключений состояла в том, что достаточных данных, указывающих на преступление, не было. К сожалению, имеют место и факты укрытия преступлений следователями СКП. С начала года по результатам наших проверок вновь поставлено на учет почти 900 преступлений, в том числе 111 убийств». Кроме этого, заместитель генпрокурора недоволен тем, что СКП возбуждает мало уголовных дел по материалам, которые направляются прокурорами по результатам общенадзорных проверок. «Известно, что эти проверки в основном касаются сферы экономики, -- сказал он. -- Из 12 тыс. материалов таких проверок, направленных в СКП, только по 4 тыс. были возбуждены дела. Нам надо разобраться, то ли мы, прокуроры, направляем не те материалы, то ли следователям надо более внимательно их изучать». А в заключение г-н Гринь подвел черту: «В целом имеет место ухудшение качества предварительного следствия при уменьшении общей нагрузки на следователей».
Екатерина КАРАЧЕВА